Григорий КОПАНИЧУК: Школьник и мобильник

«Чрезмерная увлеченность школьников гаджетами становится социальной проблемой»
13 декабря 2014, 10:47 |  Мнения

Темпы развития высоких технологий все еще опережают не только развитие культуры и нравственности, но и законотворчество. Не всегда такая ситуация является благом. Пример тому – проблема использования телефонов учащимися на уроках. 

Неотвратимость технического прогресса очевидна. Однако чрезмерная увлеченность школьников гаджетами становится серьёзной социальной проблемой. Прослушивание  музыки, просмотр видео в Интернете, общение в сетях, компьютерные игры все чаще становятся альтернативой объяснению учебного материала учителем. 

Проблема обсуждаема не только в нашей стране, но и по всему миру. В Костанае она актуальна не только для учеников и родителей, но и для отдела образования, полиции, прокуратуры и акимата. Прозвучавшие на разных высоких уровнях предложения о запрете приносить в школу телефоны, скорее всего, не будут реализованы с точки зрения законности таких мер. Никто не станет отрицать, что есть случаи, когда телефонный звонок спасал ребенку здоровье и жизнь, или просто был очень важен. 

Запретить приносить дорогие вещи, в том числе телефоны, в школу - еще более трудно выполнимая задача. Непонятно, кто будет оценивать приносимое. Учитель не может забрать у школьника телефон, который является его собственностью, и отдать родителям. Это незаконно. Менее законопослушные личности вполне могут забрать телефон у школьника, особенно дорогой, и оставить его себе. Полиция не вправе отказать в приеме заявления о краже дорогого средства развлечения у школьника. Таким образом повышению преступности косвенно способствуют родители, которые дорогой гаджет ребенку купить уже могут, а услуги частного охранного агентства - пока еще нет. Сам же несовершеннолетний часто не в состоянии защитить свою собственность.

Но еще больше отрицательных эмоций, чем правоохранительным органам, достается учителям, поскольку они ежедневно ведут неравный бой за попытку донести все же до сознания учащегося разумное, доброе, вечное. Вряд ли учителя возражают против использования мобильных устройств на перемене. Сетевые или подвижные игры - это выбор самого ребенка. Замечательно, если планшет используется, как словарь или учебник. Но чаще всего на уроке гаджет выполняет функции средства связи или игрушки, которая интересует не только владельца, но еще пару-тройку соседей. Известен случай, что великий пианист Дмитрий Петров прервал концерт из-за телефонного звонка в зале. А можно представить себе, что чиновник сидит в Одноклассниках.ру или Whatsapp на совещании у акима? Не  придется ли ему покинуть зал, а заодно и проститься с мечтой о карьерном росте? В  школе учитель не имеет права ни самому уйти из класса, ни выпроводить за дверь не в меру увлекшегося ученика.

А каким законом или школьными правилами можно обязать ученика уважать себя, учителя и одноклассников? Каким законом или административным предписанием можно установить родителям ценовой коридор покупки телефона или планшета для ученика? Тем не менее, проблему можно и надо решать. Более того, она точно будет решаться, когда  все мы – учителя, полиция, чиновники, родители и дети – поймем, что мы не противники, а союзники в борьбе с преступностью, неуспеваемостью и социальными пороками.