Диана ОКРЕМОВА: Клиент - всегда лох

«Представители малого бизнеса не умеют или не хотят смотреть в будущее»
12 октября 2014, 10:26 |  Мнения

Отечественный сервис не перестает поражать меня своей алогичностью и неспособностью (или нежеланием) подчиняться элементарным правилам бизнес-процессов. В этот раз за живое зацепили работники такси. 

Надо сказать, что в Астане с этим сервисом творится какая-то долгоиграющая и безнадежная беда. Может, дело в меняющихся сотрудниках, не знающих географии столицы, а может, в бестолковых диспетчерах… Факт остается фактом – найти нормально работающее такси в Астане крайне сложно. 

Но сейчас – о костанайских извозчиках. Суть дела такова. Мы с коллегами летим в Костанай, наша сотрудница в Астане находит в интернете телефон и заказывает нам такси – чтобы встретили в аэропорту и отвезли по адресу. И назавтра - по обратному маршруту. 

Когда получили счет на оплату, я была, мягко говоря, удивлена. Аэропорт-гостиница - 2500 тенге. При этом я отчетливо помню, что цена такси по этому маршруту колеблется от 800 до 1000 тенге. То есть стоимость накрутили втрое! Надо отметить, что при этом встречающая машина не представляла собой авто представительского класса и никаких дополнительных элементов сервиса в виде ковровой дорожки, шампанского или цветов мы тоже не обнаружили. 

Справедливости ради я, как обычный клиент, позвонила в эту фирму и спросила, сколько стоит авто от аэропорта до гостиницы. «1000 тенге», - ответил милый голос. Я объяснила ситуацию и поинтересовалась, почему же нам выставили счет в 2500? В ответ услышала снисходительное: «Потому что это ТРАНСФЕР». Ответ на вопрос, чем отличается трансфер от обычной доставки клиента ответ, был бесподобен: «Почитайте в интернете». 

Тогда я, еле сдерживаясь от возмущения, сообщила девушке, что мы больше не будем пользоваться их услугами, поскольку они ведут себя по меньшей мере непорядочно. «Это ваше право», - ледяным тоном отрезала она. На этом беседа была окончена. 

Я понимаю, конечно, что желание содрать со столичных лохов как можно больше денег в некоторых случаях сильнее, чем здравый разум. Но, как говорится, все хорошо в меру. К сожалению, этого принципа наши предприниматели часто не придерживаются. И поэтому данное такси потеряло навсегда не только нас, но и потенциальных клиентов, которых мы могли порекомендовать. 

С подобным оригинальным сервисом такси мы столкнулись в Усть-Каменогорске. К счету за перевозку нам добавили 500 тенге – за изготовление таблички, с которой таксист встречал нашего эксперта из Москвы. Гость, узнав об этом, был очень удивлен. Оказывается, изготовленная табличка являла собой кусок картонки, на которой карандашом нацарапали имя эксперта… 

Подобное отношение к клиентам я встречаю в последнее время и в Казахстане, и в России. Видимо, здесь сильны и непоколебимы традиции советского наследия. Представители малого бизнеса не умеют или не хотят смотреть в будущее. Их действия подчинены желанию получить сиюминутную выгоду, что рождает совершенно тупой, негибкий и недальновидный сервис. А знаменитая фраза «клиент всегда прав» выглядит жалкой насмешкой. Думается, что с таким бизнесом вхождение в 50 конкурентоспособных стран останется для нас недостижимой мечтой…