Юрий БОНДАРЕНКО: Таганка и мы

«Соприкосновение с миром культуры было одной из живых форм учебы»
11 октября 2014, 07:14 |  Мнения

В последние дни в СНГ вспоминают жизненный путь Юрия Любимова, чей взлет был связан с Таганкой. Вспоминается и мне. Погружение в мир больших городов означало для студентов, стажеров и аспирантов того времени и погружение в мир высокой культуры. Так было и со мной, обычным стажером, которому посчастливилось несколько раз прикоснуться к Таганке. 

Особенно запомнилось то, что связано с «Мастером и Маргаритой», поставленным на ее сцене. Попасть на этот спектакль было практически невозможно. Но (на это была одна причина) я встал-таки чуть ли не ночью, вместе с метро, и прикатил к театру в  слабой надежде на бронь. Возле входа уже сидел Добрый Молодец с книгой Булгакова в руках, которая, думаю, помогла бы ему не больше, чем шарф болельщика футбольной команды. Но… удача лукава. Мимо протопал невидный мужичок и зазвал нас таскать декорации. Поскольку мощноплечий парнишка был двумя головами выше меня, парой мы стали зрелищной. 

Когда вошли в театр, там уже было полно такой же студенческой братии, далеко не один день суетившейся на сцене. Нам же с напарником невероятно повезло. Поразмявшись с декорациями, мы вместе с прочими получили доступ в святая святых – театр, да еще и контрамарку на «Антимиры» Вознесенского. Правда,  до начала спектакля надо было весь оставшийся день провести в темном подвале (возможно,  это был ритуал), не выдавая себя, что, каюсь, вместе со всей прелюдией запомнилось мне даже больше, чем сам спектакль, который довелось смотреть с балкона, стоя почти на одной ноге, зажатым между такими же, как и  я  прочими счастливчиками. Приключение было замечательным. 

И Таганка стоила того, настолько фееричным и гротескно-современным был каждый ее спектакль. И так было не только с Таганкой. Все увиденное становилось шажком в новый мир, и чем невероятней была встреча с тем же новым, тем притягательнее. Так, помнится, к устроенной в «Сокольниках» выставке «200 лет США» тянулась километровая очередь. Подхваченный азартом, я, уже отслуживший армию, вместе с московской пацанвой каким-то образом перемахнул забор, на который сейчас и глядеть было бы зябко. После чего вместе с таким вот пестрым «коллективом» попал в руки милиции, которая, впрочем, после недолгих, опять-таки ритуальных разговоров благосклонно позволила нам влиться в очередь удачников - ту, что извивалась уже в пределах парка.

Вроде бы просто забавные черточки ушедшего. Но в них – тяга к знаниям, впечатлениям и всему тому, без чего вся наша учеба казалась бы хромоножкой. Костанай, конечно, не Москва, не Питер, не Астана. Но и у нас есть свои возможности прикосновения к миру творчества. Для многих же студентов (и это подтверждает мой личный опыт) встречи в библиотеках, музеях, знакомство с театрами, филармонией, картинной галереей значат не меньше, чем для нас, прежних, встречи в столицах. И сегодня – это возможность расширить свой внутренний мир, сделать собственную жизнь богаче и интересней. Но для этого надо бы почаще вспоминать и наш, совсем еще недавний, и зарубежный опыт, когда соприкосновение с миром культуры становилось неотъемлемой составляющей и одной из живых форм учебного процесса, когда учебные занятия проводятся не только в аудиториях, но и там, где загораются искорки творческой жизни.