Костанайские предприниматели категорически против маркировки шуб и дубленок

Роберт Юсупов объяснил, что пока обсуждается только намерение ввести маркировку

Галина ПЕТРЕНКО

19 сентября 2014, 17:39 |  Общество

19 сентября в Палате предпринимателей Костанайской области обсуждали введение на уровне Евразийского экономического союза системы обязательной маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности.

Пока это только план. 28 апреля Евразийская экономическая комиссия приняла решение №28 "О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности". Оно должно стать фундаментом для создания на территории ЕАЭС системы маркировки всех товаров легкой промышленности, за исключением той, что идет на экспорт. Если, конечно, идея вообще будет принята и официально оформлена.

Это предложение России и Белоруссии в Казахстане восприняли крайне негативно.

Председатель правления НПП Аблай Мырзахметов даже попросил первого заместителя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева воспользоваться своим правом наложения вето на дальнейшее рассмотрение этого вопроса, хотя пока предполагается обеспечить в 2015 году реализацию только пилотного проекта по маркировке одежды из натурального меха.

Но казахстанцы в принципе против предлагаемых подходов. Считают, что это осложнит жизнь и производителям, и продавцам. Ассоциация легкой промышленности вообще заявила, что это губительно для предприятий отрасли.

На круглом столе в Костанае производственников не было. Но мнение, например, руководства фабрики «Большевичка» было озвучено: против, потому что обязательная маркировка каждого изделия влечет дополнительные расходы. Категорически против и продавцы — на мероприятии были и те, кто торгует на рынках, и те, кто работает в магазинах.

Торгующие на рынках, как и эксперты НПП, сразу предполагают проблемы при таможенной очистке - в частности, увеличение сроков оформления и затрат импортеров на хранение товаров, так как маркировка должна будет проводиться на складах под таможенным контролем. Кроме того, для работы с покупателями всем придется приобретать так называемые считыватели маркировки.

Дело в том, что, как пояснил начальник отдела международного и межрегионального сотрудничества Палаты предпринимателей области Роберт ЮСУПОВ, речь ведется о внедрении конкретной системы маркировки - на базе RFID-меток. Это технология радиочастотной идентификации, весьма дорогостоящая, считают в Казахстане.

Так, себестоимость нанесения такой маркировки варьируется в пределах 15-20 тенге на единицу товара. А стоимость считывателей — от 800 до 2500 евро. При этом, заводы по производству RFID-меток Россия и Белоруссия имеют, а мы - нет.

Естественно, проблему в РК усугубляет то, что мы — страна ввоза. Если белорусы заявляют, что защищают себя от нелегального ввоза продукции, от контрафакта, оберегая свой реально существующий легпром, то в РК эта отрасль экономики пребывает в стагнации.

По данным Ассоциации легкой промышленности Казахстана, отечественное производство обеспечивает около 12 % внутреннего рынка. Остальное приходится на импорт.

В ходе обсуждения проблемы и.о. руководителя департамента комитета технического регулирования и метрологии Дамир МОЛДАГАЛИЕВ тем не менее заметил, что говоря о проблемах предпринимателей, нельзя забывать о правах потребителей, которые все-таки должны иметь возможность идентифицировать приобретаемую вещь. И современная маркировка такую возможность дает. Во-вторых, если решение на уровне ЕАЭС будет принято, его придется выполнять. Возможный выход — оговорить особые условия для РК, как в случае с выпуском бензина стандарта Евро-3, который для нас просто отсрочен.

В числе предложений от костанайцев, которые будут направлены в НПП, три основных: если соглашаться на внедрение системы единой маркировки, то выбирать не самую дорогостоящую, внедрять поэтапно и - главное — дать право предпринимателям делать это на добровольной основе, если реально хотят защитить себя от контрафакта. Интересно, что первым это предложение сделал глава торгового дома, торгующего брендовой одеждой.