Диана ОКРЕМОВА: Заплати и можешь не обедать

«Законы популярности стары как мир: люди будут идти туда, где вкусно, весело и комфортно»
18 августа 2014, 09:30 |  Мнения

На днях ко мне в Астану приехала подруга. Сто лет не виделись, куча воспоминаний, море новостей и все такое. Ближе к вечеру, после просмотра традиционного набора «Байтерек-Пирамида-Хан-Шатыр», мы решили отметить встречу в каком-нибудь питейном заведении. Критерии выбора у нас были вполне адекватные: чтобы весело, с танцами, нормальной кухней и земными ценами. Но, как выяснилось позже, найти подобное место в столице совсем не просто…

Проблема первая, набирающая популярность и масштабы во всем Казахстане, - депозитная система. Абсолютно абсурдное, на мой взгляд, явление, с которым я не сталкивалась ни в одной стране мира. Вы обязаны заплатить заранее, а если не съедите и не выпьете на эту сумму - пропали ваши денежки. Это примерно - как пойти в супермаркет и оставить деньги на входе. Купишь, не купишь - не наши проблемы, главное - плати. Аргумент о том, что руководству заведения логичнее заботиться о качестве обслуживания, комфортной атмосфере и хорошей кухне - не работает. Намного проще обязать посетителя заплатить за еще не оказанную услугу, что, кстати, является прямым нарушением Закона «О правах потребителей». Этот вопрос уже неоднократно поднимали депутаты, но, видимо, бизнес-интересы сильнее законов.

В разных городах Казахстана депозиты варьируются от 5 000 тенге до бесконечности. В одном из столичных баров, где, кстати, сиротливо сидела лишь одна посетительница, нам важно сообщили, что стол на четырех человек стоит 45 000 тенге.

Проблема вторая - принуждение заказывать определенное блюдо. В принципе, тот же депозит, только в другой форме. Например, мы платим 2 000 за вход, садимся, открываем меню, и официантка милым голосом сообщает: у нас обязательно горячее. А если я не ем после семи вечера? Или вегетарианка? Или просто не голодна? И вообще, способна сама решить, что я хочу заказать, а что - нет. Полнейший абсурд.

Проблема третья и самая актуальная - абсолютная незаинтересованность владельцев в долгосрочных клиентах и отсутствие какой-либо гибкости в менеджменте. Недавно в одном летнем кафе я стала свидетельницей следующей сцены. Музыканты в течение часа с завидным упорством играли что-то из репертуара 70-х. При этом танцпол был абсолютно пуст. Мои друзья решили намекнуть музыкантам, что желательно исполнить что-нибудь повеселее и подинамичнее. На что получили такой ответ: «У нас договор с заведением именно на эту музыку. И нам абсолютно по барабану, что вы хотите, мы будем играть ретро». Комментарии излишни.

Такое отношение к клиентам в нашей стране - скорее норма, чем исключение. Я не специалист в ресторанном бизнесе, но полагаю, что он достаточно прибылен. Поэтому рассуждения владельцев кафе о том, что депозиты - это вынужденные меры, поскольку человек, заказавший лишь колу или пиво, крайне не выгоден для заведения, звучат как-то жалко. Да, такие посетители есть, но они не в большинстве. Законы популярности стары как мир: люди будут идти туда, где вкусно, весело и комфортно. И заботиться надо о том, как совершенствовать менеджмент и кухню, а не о сумме депозита. Но у нас, как всегда, предпочитают более короткие пути. Поэтому и ходить в питейные заведения совсем не хочется.