Вадим СОБОЛЕВ: Что нам делать с ПКСК?

«Даже в таком мегаполисе, как Алматы, реформа идет сложно, несистемно и неоднозначно»
3 июля 2014, 14:20 |  Мнения

С вопросами реорганизации ПКСК и модернизации сферы ЖКХ я сталкиваюсь довольно часто: и на официальных мероприятиях, и при  оказании юридической помощи. Недавно был в Алматы и убедился, что проблемы у нас одни и те же. Хотя пути их решения предлагают разные. 

В южной столице активно работает Ассоциация КСК, которая даже выпускает свою газету «Кондоминиум». Полезное, кстати, издание. И в Алматы, и в Костанае сейчас обсуждают вопрос о будущем КСП(К). Вариантов два: кооперативы предлагают преобразовать либо в сервисные компании, либо в управляющий орган объекта кондоминиума с привлечением обслуживающих организаций для выполнения определенных работ. Причем сервисные компании должны иметь лицензии и лимит домов на обслуживание.

Я думаю, что оба варианта приемлемы и перспективны. Хотя, на мой взгляд, правильнее будет преобразовать ПКСК не в ТОО, а в орган управления, как и было изначально, в 90-х годах, задумано. Не случайно же ПКСК относится к некоммерческим объединениям. Но ныне, по сути, он выполняет хозяйственные и коммерческие функции, что создает немало юридических коллизий в судах. 

Еще несколько вопросов, актуальных и для Алматы, и для Костаная: 

- организация постоянных семинаров, курсов и введение в учебных заведениях специальностей «управляющий кондоминиумом» и т. д. Согласен с этим предложением, так как по опыту знаю, что подготовка кадров в этой сфере - очень больной и ответственный вопрос;  

- разделение домов в КСК по категориям (в зависимости от типа и года постройки) и установление государством  для кооператива единого тарифа на эксплуатационные расходы. Предполагается, что такое изменение снизит напряженность в ПКСК, упорядочит и упростит взимание взносов. Я сомневаюсь в необходимости вмешательства государства в вопросы, которые можно и должно решать на общем собрании, хотя при нынешнем отношении собственников к своему кооперативу эта мера может быть целесообразной;  

- усиление информационной работы по Программе модернизации ЖКХ через СМИ и НПО путем госсоцзаказа. Думаю, что это правильно. 

Подискутировал я и по проекту о признании ПКСК «локальным монополистом» со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, поскольку кооператив - сам заказчик, сам исполнитель и сам себе контролер. И даже не собственно ПКСК, а его «пожизненный председатель», которого в рамках жилищного законодательства сместить практически невозможно. Вообще много имеется предложений об установлении в той или иной форме контроля государства над ПКСК, административной ответственности председателей кооперативов, штрафных санкциях для работников КСК за неисполнение своей работы. К слову, предлагалось и административная ответственность для чиновников при задержке регистрации кондоминиума.  

Резюмируя, можно сказать, что заменить КСК на сервисные компании пока невозможно, да и незачем, если даже в таком мегаполисе, как Алматы, этот переход идет сложно, несистемно и неоднозначно. Нам нужен пилотный проект, сбор информации и всестороннее изучение плюсов и минусов возможной реорганизации.