Юрий БОНДАРЕНКО: Не поминай имя Божие всуе

«Искры неверия зажигаются в сердцах, прежде всего, ярыми проповедниками веры»
15 июня 2014, 07:45 |  Мнения

Вновь, словно приливная волна к берегам нашей памяти, подкатывает одна из самых трагических дат нашей общей истории – 22 июня, день вторжения армий нацистской Германии и ее союзников в СССР. Наверное, никогда еще прежде мир не знал ни таких сокрушительных ударов, ни таких невосполнимых  (и как часто нелепых!) потерь и катастрофических поражений. 

Неудержимый каток наступающих армий оказался сначала под Ленинградом, а вскоре и у самой Москвы.  И тут почему-то великолепно отлаженная машина вермахта забуксовала. Почему? 

Казалось бы, столько об этом писали, что можно отыскать лишь какие-то детали. Но вот российский исторический канал в интереснейшей по фактам передаче и исподволь, и напрямую подводит зрителя к мысли: да это ж Бог помог! Когда он вмешается, так фюрер и его генералы глупеют, а Сталин и советские полководцы начинают умнеть. А тут еще и ноябрьские дожди, которые здорово попридержали немцев, позволив советскому руководству перебросить по железной дороге новые части с Дальнего Востока. Потом Богу, наверное, надоело возиться, и в 1942 году,  вплоть до Сталинграда, Сталин и советские маршалы вновь начали глупеть, а немцы одержали немало потрясающих побед, фактически выйдя к Кавказу и Волге. Я несколько утрирую – но суть постарался передать верно. Остается только добавить, что бравые светские историки, как откровение, упоминают и православных священнослужителей из дальнего зарубежья, которые своими молитвами способствовали победам советского оружия. 

… Я с пиететом отношусь к тому, что считается «верой». С интересом смотрю передачи, где выступают церковные иерархи. С удовольствием послушаю грамотных теологов. Даже тогда, когда в чем-то с ними не соглашаюсь. Но телепляски светских дяденек и тетенек вокруг этой деликатнейшей проблемы меня, мягко говоря, не вдохновляют. Такое ощущение, что мы скатываемся в 16-й век, в эпоху Ивана Грозного, который в ответ на угрожающие слова посла крымского хана, о том, что крымцы уже жгли и Московию, и саму Москву, отвечал примерно так: «Да это не вы побеждали, а Бог вашими руками карал меня и страну за грехи наши тяжкие»…

И с какой это стати Царь Небесный должен вмешиваться в детали исторических событий? Не слишком ли уж много самомнения и той самой, порицаемой Церковью гордыни в разглагольствовании о том, что Бог, подобно расторопной няне, готов ухватить вас за штанишки, если вы, слишком уж расшалившись, вот-вот сорветесь в пропасть? И уж тем более не слишком убедительно представлять Господа в виде официанта, готового откликнуться на любой призыв клиента. Иначе можно подумать, что в центральной России и ноябрьские-то дожди – невесть какое чудо. Не говоря уже о том, что вышколенные и великолепно организованные части вермахта почему-то подошли к Москве несколько позже, чем Наполеон в 19-м веке. Хотя вторглись в Россию примерно в одно и то же время. Но углубляться в полемику здесь ни к чему. Но зачем же светским специалистам стараться «быть святее самого папы»? 

Боюсь, что этим лишь оказывается медвежья услуга людям с глубокой и искренней верой. Ведь искры неверия зажигаются в сердцах, прежде всего, демонстративно ярыми проповедниками веры, будь то вера в Бога, преимущества социализма, коммунистическое светлое будущее или либеральную демократию. Сколько уже раз глубокие чувства убивались штампами «приличия» и модой. А как мало учат эти уроки тех, кто хотел бы быть «в тренде», красуясь своей «правоверностью»!