Евгений ШИБАРШИН: Камуфляж для госзаказа

«Дело, конечно, не в желании «освободить» бюджет от финансирования государственных СМИ»
10 июня 2014, 12:56 |  Общество

Правительство РК приняло постановление, согласно которому в 2014-2016 годах государство отдаст в частные руки 35 СМИ. В том числе - 27 городских, районных и областных газет. В Костанайской области, в частности, приватизируют газеты «Наш Костанай», «Рудненский рабочий» и редакцию телерадиовещания «Рудный дауысы». У этих СМИ будут проданы 50% акций, вторая половина останется у государства.

О каких акциях идет речь, если названные редакции сейчас не имеют статуса акционерных обществ, не очень понятно. Но пользователей этих СМИ процедурная сторона вряд ли волнует. Намного интереснее узнать, ради чего проводится приватизация. 

В Казахстане зарегистрировано более 2200 печатных изданий, электронных СМИ и информационных агентств. 24% из них - государственные. В современных политических системах независимые от чиновников СМИ – важнейший демократический институт, поэтому такое массированное присутствие государства в медиа-пространстве никак не вяжется с желанием Казахстана войти в число 30 самых развитых стран мира. В этой связи запланированная приватизация смотрится логично. 

Но приведет ли продажа государственной прессы (пусть даже частичная) к тому, что у граждан появится возможность видеть окружающую их жизнь не в райских красках, а во всем ее реальном многообразии? Или это всего лишь камуфляж, за которым скрываются другие цели?

Разгосударствление СМИ (пусть даже постепенное) – хороший знак. Другое дело, как оно проводится. Тот факт, что процесс начали с региональной прессы, тоже можно понять. Дескать, давайте вначале попробуем, что получится на локальном участке, а потом перейдем к республиканским. Но в том-то и дело, что о таком плане ничего не известно, а потому и сомнения: есть ли он вообще?

Да и предлагаемое соотношение долей будущих собственников (50 на 50) тоже создает двусмысленность. Как тут не заподозрить, что приватизация проводится только для того, чтобы снять СМИ с бюджетного содержания, но управление редакционной политикой оставить за чиновниками. 

Дело, конечно, не в желании «освободить» бюджет от финансирования государственных СМИ. Денежный выигрыш будет незначительный. Зато через несколько лет можно информировать мировое сообщество, что количество государственных СМИ в Казахстане сведено до минимума. Правда, о другой «напасти» будут умалчивать.

Речь идет о госзаказе на проведение информационной политики властей, в котором денежный поток из года в год набирает силу. Казалось бы, газеты и телеканалы прямо заинтересованы в информации о деятельности властей и могут публиковать свои материалы без бюджетных затрат. Но в том-то и дело, что некоторым редакциям проще за это еще и деньги получать, как за рекламу. А раз так, то заказчик считает вправе «танцевать девушку», как ему заблагорассудится. 

Поэтому вопрос о том, что изменится после приватизации СМИ, риторический. Государство давно использует другой инструмент влияния на газеты и телеканалы.