Аркадий ДЕНИСОВ: «Укрощение строптивой» по-тарановски

«Поддерживать надо таких людей, столь редких в наше время, а не гнобить из-за личных амбиций»
27 мая 2014, 09:10 |  Мнения

Противоречивые чувства возникли у меня после окончания заседания апелляционной коллегии облсуда по иску директора Тобольской СШ № 16 Жанны Дюсембаевой, оспаривавшей ее увольнение. Порадовала твердость женщины, не спасовавшей перед натиском акиматовской машины. Хотя ответчиком по делу выступали работники отдела образования, но за ними незримо присутствовало руководство Тарановского района.

В 2012 году Дюсембаева по конкурсу стала директором школы и весь учебный год отработала без замечаний. Летом в школе провели ремонт на 168 млн тенге. 29 августа директору предложили подписать акт приемки. Но она категорически отказалась: многие недоделки могли серьезно отразиться на работе учреждения, а зеркальная плитка на полу угрожала здоровью детей. Заметим, человек исходил из государственных интересов.

На Дюсембаеву "накатили баллон". Одно взыскание в сентябре, два других в середине ноября - и увольнение «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». В чем конкретно оно выразилось – я так и не понял. Безграмотные приказы, игнорирующие Трудовой кодекс, на мой взгляд, преследовали очевидную цель: убрать помеху в лице директора, чтобы ее преемник подписал акт. Так и случилось: необходимая подпись появилась сразу после смены директора.

Районный суд принял сторону роо. Зато апелляционная коллегия точно установила незаконность действий чиновников в отношении директора школы. Решение райсуда отменено, все материальные и моральные издержки теперь надо компенсировать (интересно, на кого конкретно отнесут 445 000 тенге, это принципиальный вопрос), директора восстановить в должности.

Можно не сомневаться, вокруг последнего пункта возникнет свистопляска. Обнаружилось, что Дюсембаева заняла должность директора, имея вторую категорию, хотя, по условиям конкурса, должна быть первая. В суде сторона ответчика намекнула - мол, мы все равно ее уволим из-за несоответствия требованиям. 

Интересная получается картина: человек год проработал и только теперь вспомнили о категории. А куда смотрела комиссия на конкурсе, она вообще была в жизни или существовала только на бумаге? Все эти ляпы наталкивают на мысль, что конкурс и отбор надо провести уже среди руководства района на предмет соответствия занимаемым должностям. Во всяком случае, делом чести для них сейчас должно стать восстановление на прежней должности Жанны Дюсембаевой, защищавшей, повторюсь, государственные интересы. 

Поддерживать надо таких людей, столь редких в наше время, а не гнобить из-за личных амбиций и непомерного самомнения чиновников. Можете не сомневаться, господа: дальнейшая судьба опального директора будет находиться под пристальным вниманием общественности, тем более, что первую категорию ей должны присвоить на днях и, таким образом, будет устранено формальное препятствие для занятия должности. 

Два слова о судье Галине Зининой. Мне довелось присутствовать на двух процессах с ее участием, осталось впечатление компетентности и доброжелательности к сторонам тяжбы, запомнились попытки судьи примирить или найти компромиссное решение. Согласитесь, такое нечасто встретишь, равно как и решимость противостоять неправомерным действиям исполнительной власти. Всесильной исполнительной, как принято считать в нашем деформированном государстве, где все ветви власти по Конституции равны.