Денис КУЗИН: Очень важно чувствовать, что ты нужен

Денис Кузин: «Следующая Олимпиада - мой последний шанс и последний старт». Фото из архива «НГ»

Ольга ГОРАЙ

21 апреля 2014, 15:48 |  Спорт

Заслуженный мастер спорта РК, конькобежец Денис КУЗИН признает, что 7 место на Олимпиаде - не тот результат, которого он хотел добиться. Груз ответственности, возложенный на спортсмена, оказался слишком тяжелым. Теперь у Дениса есть 4 года, чтобы сделать выводы, подготовиться и использовать последний шанс на будущих Олимпийских играх. Но Кузин по-прежнему лидер сборной РК, чемпион мира и первый казахстанский конькобежец, который смог добиться такого высокого результата на играх.

После Сочи

- Денис, тебе после Олимпиады в Ванкувере удалось сделать колоссальный прыжок вперед, завоевать титул чемпиона мира, но в Казахстане от спортсменов, видимо, ждут совсем уж невозможного. Еще до Олимпиады все твердили, что ты должен завоевать медаль, психологическое давление было со всех сторон... Это мешало тебе готовиться и выступать?

- В Ванкувер я ездил с настроем просто поучаствовать, посмотреть, почувствовать, что такое Олимпийские игры. А после того как стал чемпионом мира, у меня было постоянное напряжение, оно росло. Я стал чемпионом мира, но потом ни на одном Кубке мира не попал на пьедестал, всегда чуть-чуть не хватало. Но когда на чемпионате мира по спринтерскому многоборью на дистанции 1000 м в паре выиграл у Шани Дэвиса и стал на этой дистанции первым, вновь появился стимул и острое желание выиграть второй забег на 1000 м. Но произошел сбой, и Дэвис обошел меня. И вновь появилось напряжение. 

В Сочи от меня ждали медаль. Я был в хорошей физической форме, чувствовал себя хорошо. Но за час до старта все больше начал осознавать, что груз ответственности давит на меня, что я не могу сосредоточиться. Я не понимал, что делать и как делать. Вокруг были полные трибуны, все ждали медаль. Мне было бы проще выступать, если бы на меня не обращали внимания, а просто сказали - выйди и пробеги, как можешь. Например, когда я отбежал 1000 м, все эмоции оставил на льду и на 1500 м вышел со спокойной душой. Занял 9 место. Для меня этот результат гораздо выше, чем 7 место на 1000 м. На «полуторке» меня от 3-го места отделило совсем чуть-чуть. Если бы я бежал в паре с более сильным соперником, то, возможно, и результат был бы другой. А на дистанции 1000 м я знал, что если провалюсь, то последует много негатива. Я психологически не справился и негатив последовал... 

После Олимпиады я много упреков выслушал, результаты моего выступления везде обсуждали и больше с негативным окрасом. Но это для меня стало большим уроком. И теперь, если все сложится, не помешает какая-либо травма и дадут дорогу, то в следующей Олимпиаде я по другому себя поставлю, буду психологически готов. 

- В такие моменты, когда не все получается, для спортсмена важна поддержка со стороны руководства, земляков, болельщиков. Ты после возвращения из Сочи почувствовал эту поддержку?

- Вы правильно заметили - спортсмену важно чувствовать, что он нужен региону, который он представляет, что ему оказывают внимание не только когда он становится чемпионом мира. Честно говоря, мы после возвращения из Сочи ждали совсем другого приема. Ведь это Олимпийские игры, всего 3 спортсмена из Костанайской области смогли на них попасть. Мы ждали, что будет встреча с руководством города и области. Ведь участников летних Олимпийских игр встречали по-другому. Мне кажется, что и мы заслужили достойного приема. А нас даже в аэропорту никто не встретил. После пресс-конференции, которую устроили для олимпийцев в Шахматном клубе, где нам вручили грамоты и небольшой бонус от управления спорта, мы были слегка шокированы. Обиды на управление спорта у меня нет, они ограничены в бюджете и поддерживают нас как могут. А вот возможностей у руководства области и города гораздо больше. 

У каждого спортсмена должен быть стимул, чтобы продолжать тренироваться. А когда спортсмены видят, что футболисты, сидящие на скамейке запасных, получают в 10 раз больше, то желание тренироваться со временем пропадает. В нашей области конькобежный спорт не замечают. Например, в Петропавловске Роману Кречу после возвращения из Сочи подарили 2-комнатную квартиру. Мне не нужны квартиры. Но без внимания спортсменов нельзя оставлять. 

Уже не первый раз возвращение олимпийцев проходит, как рядовое событие. После Ванкувера была такая же ситуация. Но утешает одно - мы знаем, что для кого-то мы герои. Президент РК на встрече с олимпийцами перед играми сказал, что мы уже герои, потому что прославляем свою страну. Обидно только, что для Костанайской области мы остаемся рядовыми спортсменами.

- Из-за отсутствия внимания со стороны руководства города и области у нас уже несколько титулованных спортсменов перешли тренироваться в другие регионы. Ты же по-прежнему представляешь Костанайскую область. Что тебя тут держит?

- После встречи в Шахматном клубе я вернулся немного расстроенный. И мне супруга Виктория, она занимается конькобежным спортом в Белоруссии, тоже сказала, чтобы я сменил регион. Меня приглашают в Астану, я могу туда перейти. Я уже неоднократно задумывался об этом, и понимаю, что не хочу этого делать. Я надеюсь, что отношение к нам изменится. Я не могу предать людей, которые мне помогли в свое время. После победы на чемпионате мира мне дали квартиру, пригласили на работу в ДВД, я представляю сейчас «Динамо». Я патриот своей области, патриот Казахстана. Но чтобы почувствовать, что я нужен области, мне нужна поддержка не только в те дни, когда у меня взлеты. 

О личном

- Ты ожидал, что на 1000 м выиграют голландцы?

- Я думаю, что никто не ожидал от них такого результата. Они в конькобежном спорте выиграли 23 медали из 30-ти. Для них все сложилось именно в этот период. Голландцы - лидеры, но не настолько. После Олимпийских игр прошел этап Кубка мира, и все вернулось на свои места - голландцы вновь на 5-6 месте. 

- Получается, что голландцы настолько были готовы в психологическом плане, что смогли сделать такой рывок?

- Конькобежный спорт достиг таких результатов, что сейчас все спортсмены выступают на пределе человеческих возможностей, все спортсмены на одном уровне. Только у кого-то характер сильнее, кто-то психологически больше готов. Голландцы выходят на лед, как победители, они психологически спокойны и уверены в себе. Поэтому на соревнованиях необходимо настраиваться и тоже выходить, как победитель. Вот этому и предстоит научиться. Если у нас останется наш нынешний тренер Вадим Саютин, который за 5 лет многое в меня вложил (все, чего я достиг во взрослом спорте - это его заслуга), то с ним будем работать над психологической подготовкой. Я бы хотел под его руководством тренироваться еще один цикл. У меня на следующей Олимпиаде есть все шансы попасть в призеры. Как показывает практика, спортсмены, которые на одной Олимпиаде входят в десятку, на очередных играх попадают в призеры. Следующая Олимпиада - мой последний шанс и последний старт.

- То есть ты начинаешь сейчас свой последний цикл? У тебя есть тыл, куда можно будет уйти из спорта?

- Да, я думаю, что Олимпиада в Корее в 2018 году станет последней в моей карьере. А по поводу тыла - это сложный вопрос. Если честно, мне некуда уходить из спорта. Если закончу карьеру, останусь в подвешенном состоянии. Не знаю, чем буду заниматься, как сложатся звезды. Тренером на областном уровне я не хочу быть. Работать с детьми - это не мое. Хочу поступить в магистратуру. Понимаю, что необходимо получить дополнительное образование, но времени на это нет. 

- У тебя растет дочь. Видишь ее в спорте?

- Ксении уже 3,5 года. В спорте - да, но только не в конькобежном. У нас легко получить травму и практически нет здоровых спортсменов. У кого-то спина начинает болеть, у кого-то колени. Мы пробовали отдать ее на гимнастику, но Ксения не любит делать то, что делают другие, и не любит, когда кто-то командует. Поэтому пришлось забрать из секции. Подрастет, потом видно будет.

- Но за тебя уже болеет, смотрит выступления по телевизору?

- Когда шла Олимпиада, она, несмотря на то, что живет в Белоруссии, бегала по дому с казахстанским флагом. Когда меня показывают по телевизору, она сразу узнает. Мне будет очень приятно, если она будет мной гордиться. Для меня это главный стимул в спорте. Я очень бы хотел, чтобы она говорила, что ее папа - олимпийский чемпион. Ксения мой чемпионский забег уже выучила наизусть, постоянно просит поставить ей запись и смотрит. Когда у меня есть возможность, я стараюсь повидаться с ней.

- Твоя главная ценность?

- У меня одна ценность - это семья. Как бы плохо мне не было, я сделаю все, чтобы моей семье было хорошо. 

- У тебя есть талисман?

- Я не верю в приметы и у меня нет талисмана. Мой единственный талисман - это коньки, в которых я выхожу на лед.

 

Досье «НГ»

Денис Кузин

Дата рождения: 4 декабря 1988 года.

Чемпион мира 2013 года.

Чемпион Азиатских игр 2011 года. Шестикратный чемпион РК. Чемпион РК в классическом многоборье. Участник Кубков мира. Участник Олимпийский игр в Ванкувере. Участник Олимпийских игр в Сочи. 

Жена - Кузина (Самолазова) Виктория Сергеевна (Республика Белоруссия, конькобежный спорт)

Дочь - Ксения (2010 г. р.).