Евгений ШИБАРШИН: Рынок - не для ЖКХ

«В Казахстане либеральная модель обустройства ЖКХ показала свою несостоятельность»
19 марта 2014, 07:30 |  Мнения

17 марта на правительственном часе в мажилисе обсудили итоги работы Агентства РК по регулированию естественных монополий в 2013 году и задачах на 2014-й.

Председатель АРЕМ Мурат ОСПАНОВ сообщил депутатам, что все изменения тарифов на регулируемые коммунальные услуги осуществляются с учетом запланированного коридора инфляции, рекомендованного правительством. Рассмотрено 1073 заявки субъектов естественных монополий, по 406 заявкам отказано, из них снижено 29 тарифов. Субъектами - доминантами подано 129 уведомлений на повышение тарифов, по 55 уведомлениям вынесен запрет на повышение, в том числе 22 тарифа снижено.

- В текущем году данная работа будет продолжена, - заверил Оспанов. - В настоящее время объявлен мораторий на изменение тарифов на регулируемые услуги до 1 мая. 

Судя по его информации, немало делается и по реконструкции ЖКХ, что должно внушить оптимизм. В частности, по итогам 2012 года сумма инвестиций составила около 209 млрд тенге, за 2013 год – 230 млрд. За прошлый год меры по энергоэффективности позволили потребителям сэкономить свыше 11,6 млрд тенге. В результате реализации инвестпрограмм с 2006 года уровень нормативных потерь снижен наполовину. После ремонта и обновления оборудования за последние 10 лет более чем в 2 раза снижен расход топлива на производство тепловой энергии. 

Однако депутатов эти цифры не пленили. Председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан АИМБЕТОВ  в своем содокладе сообщил, что за последние 5 лет взлет тарифов на электроэнергию почти вдвое превысил рост цен на другие коммунальные услуги. Для решения этой проблемы он предложил убрать или укрупнить распределительные и энергоснабжающие организаций, которые доставляют энергию до конечных потребителей и осуществляют их обслуживание. По его информации, снабжающая добавка в структуре тарифа составляет около 34%.

Депутат от КНПК Айкын КОНУРОВ вообще предложил  все коммунальное хозяйство перевести в государственную собственность.

- Для ремонта, реконструкции и строительства коммунальных сетей необходимы длинные и надежные деньги - государственные или гарантированные государством, с обязательным государственным, общественным контролем и учетом, - сказал он. - Либеральная западная модель обустройства ЖКХ в Казахстане показала свою полную несостоятельность.

Свои выводы мажилисмен подкрепил ссылкой на то, что для развития электрогенерирующих мощностей в Казахстане до 2030 года нужны инвестиции в объеме примерно 9,7 трлн тенге, то есть около 650 млрд тенге в год. Однако за 5 лет существования предельных тарифов удалось собрать чуть больше 700 млрд тенге. 

Председателя АРЕМ эти цифры тоже не воодушевили. Оно и понятно, тема собственности – не столько экономическая, сколько политическая, а потому лежит вне компетенции этого ведомства. А раз так, то его руководителю в своих планах остается лишь надеется на привлечение общественности к контролю над формированием тарифов. Для этого он пообещал сделать эту процедуру в достаточной степени прозрачной.