Николай ВОРОНИН: Тепличный бизнес

"Нам внушают, что частник - первоклассный хозяйственник, а МСБ является чуть ли не двигателем экономики"
9 февраля 2014, 11:52 |  Мнения

С первых дней независимости малый и средний бизнес (МСБ) в Казахстане поддерживают и защищают. Упрощена до минимума процедура открытия и регистрации предприятий, действуют «дорожные карты», применены льготы по налогообложению и кредитованию, введен мораторий на проведение проверок. 

В последнем послании народу президент также уделил внимание этой теме. Нурсултан Назарбаев сказал, что Казахстан входит в группу стран с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса, и высказал пожелание, чтобы МСБ стал семейным делом, появились династии предпринимателей. Времена меняются. Если раньше в почете были династии хлеборобов, врачей и учителей, то теперь - чиновников, предпринимателей. 

По данным, которые сообщил президент, в стране около 800 000 субъектов МСБ, в которых работают 2,4 млн человек. В прошлом году они произвели продукцию на 8,3 млрд тенге. Получается, что на одного работающего произведено товаров, выполнено работ и оказано услуг на 3458 тенге в год или меньше чем на 300 тенге в месяц. Да бабушка за месяц, не напрягаясь, нашьет тапочек на 300 тенге без всякой поддержки и опеки со стороны государства. А нам внушают, что частник - первоклассный хозяйственник, а МСБ является чуть ли не двигателем экономики. Честно признаться я сомневаюсь в достоверности этих цифр. Смею предположить, что с целью ухода от налогов львиная доля МСБ находится в тени и результаты ее деятельности ни в какие отчеты не попадают. 

Теперь возьмем другие цифры. Выходит, что на каждом предприятии МСБ в среднем трудятся 3 человека. Понятно, что даже маленький мебельный цех, имея в штате трех работников, функционировать не сможет. В схему «одно предприятие - 3 человека» вписываются магазинчики. Один хозяин и два продавца. И это заметно в Костанае. Надо ли нам такое количество магазинов, аптек, «салонов красоты» (обыкновенная парикмахерская в 1-комнатной квартире)... Ведь они уже находятся не то что в шаговой доступности, а ступить некуда. 

Почему-то и конкуренция нашему бизнесу нипочем. Растет число магазинов - следом растут и цены. У знакомой женщины, работающей у частника продавцом маленького овощного магазинчика, я спросил, как хозяин выживает, если таких же точек в городе пруд пруди. По ее словам, не выживает, а процветает. На Складской купил за «рупь», а в центре продал за пять. Раньше это был обыкновенный спекулянт и государство его преследовало в уголовном порядке. Теперь это предприниматель, государство его поддерживает и защищает. 

А малый и средний бизнес временами наглеет. Достаточно вспомнить, как нам продавали детское питание с червями, тоннами уничтожали на свалке просроченные продукты, находили в производственных цехах мясо без сопроводительных документов, то есть неизвестного качества и происхождения. Были установлены факты когда в пельмени и колбасы вместо сортового мяса закладывалась обрезь, которая, по словам прокуроров, используется при производстве корма для собак.

Диетологи говорят, что тепличные овощи для организма человека пользы практически не приносят - там больше химии, чем витаминов. Видимо, так и с МСБ - пользы не очень много. И двигает экономику не рынок и не бизнес. Двигает экономику народ, обыкновенные люди - инженеры, рабочие, шахтеры, металлурги, хлеборобы.