Тимур ГАФУРОВ: Правила плохого тона

«Не знаю, когда акимы успели выпить с руководителями управлений на брудершафт...»
30 октября 2013, 08:37 |  Общество

Назревает прецедент - в Карагандинской области дисциплинарный совет  рекомендовал уволить заместителя акима города Сарань Гульмиру Бедельбаеву за грубость, хамство и нецензурную брань в отношении ее подчиненных. Доказательством грехов стала цифровая аудиозапись одного из совещаний, проведенных г-жой Бедельбаевой.

Сама заместитель акима отрицает, что женщина на записи ругается именно ее голосом, и даже подала в суд на заявителя, но на позицию дисцсовета это не повлияло - за рекомендацию проголосовали единогласно. Так что она вполне может стать первым в стране чиновником, заплатившим за свободу слова своей должностью. 

С другой стороны, как не признать, что вопросы внутренней политики и социальной сферы, которые пока еще курирует Гульмира Бедельбаева, без мата решить сложно. И понять ведь ее можно - крутишься с утра до ночи, как белка в колесе, а подчиненные только и делают, что косячат. Но что еще важнее - решение, принятое в отношении нее, может оказаться палкой о двух концах. Причем второй конец этого инструмента может ударить по верхним этажам власти, где практикуются практически те же методы управления. Правда, лексика там используется цензурная, но от этого не менее энергичная.

Например, аким той же, Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ недавно раскритиковал работу руководителя управления здравоохранения в футбольных терминах:

- Очень слабая работа управления здравоохранения! Я прошу это протокольно отметить. «Желтая» карточка! Знаешь, да, что это такое? Следующая будет «красная». Имей в виду!

Затем немного остыл и перешел на «вы»:

- Если бы вы переживали, уважаемый начальник облздрава, за здоровый образ жизни, вы бы работали!

А его коллега по горизонтали, аким Северо-Казахстанской области Самат ЕСКЕНДИРОВ отчитал руководителя управления экономики и бюджетного планирования, который, по всей видимости, увидел текст своего выступления только когда начал его читать:

- Ты скажи вот ощутимыми предметными вещами, предметными вещами. Да ты что, Молдаганапов! Вы меня вообще шокируете и удивляете! Предметные вещи, осязаемые! Ну что вы?

Не знаю, когда уважаемые акимы успели выпить со своими руководителями управлений на брудершафт, но сдается мне, что «тыканье» в нашей вертикали власти идет по направлению сверху вниз, но никак не наоборот. И уже на самых нижних уровнях этот процесс переходит в более тяжелые формы. Если областные властители еще сбиваются на «выканье», снижая эмоциональный накал выволочки, то в масштабах городов и поселков акимам приходится и о родственных отношениях с матерью подчиненного напомнить, и женщиной легкого поведения назвать, а иногда и силу применить к самым непонятливым. И все - ради пользы общего дела. 

Хотя работать в таком жестком стиле пока еще готовы не все начальники. Аким Западно-Казахстанской области Нурлан НОГАЕВ вот так рассказал об инциденте на борту самолета, где он одернул экс-чиновника из Атырау, оскорбившего и ударившего стюардессу: 

- Все мы живые люди, сотканы из мяса и сделаны из костей. У нас эмоции тоже преобладают. Наверное, тот человек потерял самоконтроль. 

Странное дело - совершил человек хороший поступок, а теперь почти что оправдывается. А когда наши чиновники чувствуют себя неуверенно, они привычно обращаются к высшему разуму. 

- У нас есть пример - глава государства, - продолжил Ногаев. - Каждый госслужащий должен понимать, как себя вести в общественном месте, как разговаривать. 

Впрочем, некоторые излишне наблюдательные граждане могут сказать, что и президент на последнем расширенном совещании с правительством «тыкал» и министрам, и премьеру. Но он ведь это делал по-доброму, по-отечески. И вообще, он у нас такой один. Что позволено Юпитеру...