Тимур ГАФУРОВ: Кредиторы на доверии

«Вот она, сила мандата депутатского: пока он есть, тебе доверяют, а стоит утратить - уже обвиняют»
25 сентября 2013, 13:54 |  Общество

Главной политической новостью недели стало исключение бывшего депутата мажилиса Бахыт Сыздыковой из рядов НДП «Нур Отан». Страсти вокруг обвинения «мамы казахстанского КВНа» в нанесении «серьезного финансового ущерба интересам партии» разгорелись такие, что отодвинули на второй план более знаковое событие - уход из политики Булата Абилова.  

Сразу в памяти возникли параллели: Абилов тоже был избран депутатом мажилиса по списку президентской партии, которая тогда называлась просто «Отаном», но уже через полтора года после получения мандата, в декабре 2001-го, его исключили из депутатского корпуса в связи с выходом из партии. На чем сходство заканчивается - в оппозицию Сыздыкова явно не собирается, по-прежнему заявляя о преданности президенту и любви к исключившей её партии. Хотя история о финансовой помощи, которую оказало ОО «НДП «Нур Отан» самому яркому своему члену, и без этого вызывает любопытство и немало вопросов.

Во-первых, сам факт выдачи кредита, пусть даже и беспроцентного, фактически приравнивает общественное объединение к банковской структуре. Представьте себе банк, который на протяжении 4 лет и 8 месяцев терпеливо напоминает клиенту о том, что 7 млн тенге надо бы вернуть, и только потом переходит к решительным мерам. Причем не подает в суд, а обещает при возврате основного долга простить пеню, которая составила уже 8 млн тенге. Причину такой мягкотелости объяснил журналистам председатель Комитета партийного контроля НДП «Нур Отан» Буран РАХИМБЕКОВ:

- Почему не контролировали? Потому что считаю, что она на тот момент была депутатом, пользовалась доверием партии. Считаем, что она, злоупотребив этим доверием, не выполнила свои обязательства.

Вот она, сила мандата депутатского: пока он есть, тебе доверяют, а стоит утратить - сразу обвинят в злоупотреблении доверием.  

Во-вторых, деньги получило ОО «Молодежное движение «За будущее Казахстана», председателем которого являлась Сыздыкова. Потратили их на конкретную цель - поддержку команды КВН «Астана.KZ». Но вот что удивляет - 7 млн тенге одно ОО выдало другому ОО по договору от 12 ноября 2008 года, а вернуть их должна была Сыздыкова уже к 1 января 2009 года. За просрочку - штраф в размере 0,1% от суммы долга, а это 70 000 тенге в день. Очень напоминает условия выдачи кредитов криминальными авторитетами в начале 90-х годов прошлого века - с последующим включением «счетчика» и применением аргументов в виде утюга и паяльника.

Сейчас времена, конечно, другие, но все равно непонятно - как планировала заемщица «отбить бабки» меньше чем за 2 месяца и почему заемщик настолько легкомысленно распорядился партийным имуществом? То ли тогда у «Нур Отана» этих денег куры не клевали, то ли на возврат никто из сторон не рассчитывал в принципе. Так это было или нет, но теперь-то дисциплина в партии власти явно ужесточается.

- Я думаю, что все члены партии равны перед уставом, никому не делается исключений – в этом и суть, - заявил на XVIII внеочередной конференции Астанинского городского филиала первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Бауыржан БАЙБЕК. 

И поделился успехами - с начала года количество людей, исключенных из партии за коррупцию, увеличилось более чем в 4 раза. 

- Эта работа проводилась всегда, - отметил Байбек, - но сегодня органы партии в регионах начали работать более активно. 

Но вот что интересно - совсем недавно, подводя итоги 8 месяцев 2013 года, о таком же четырехкратном росте числа коррупционных преступлений при реализации госпрограмм сообщил начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции Агентства финансовой полиции Марат Сексембаев. Если отбросить абсурдное для наших условий предположение, что госпрограммами занимались только беспартийные и члены других партий, то остается одно из двух: либо «Нур Отан» подчищает ряды после расследования финполиции, либо финполы приписывают себе чужие заслуги. Хотя какие могут счеты в вечной борьбе своих со своими?