Пункты пропуска через границу «зависли» между республиканским и областным бюджетами

Число транспортных полос на «Кайраке» в этом году не увеличится. Фото из архива «НГ»
19 июня 2013, 15:03 |  Государство

Уже в этом году должны были начаться капитальный ремонт и расширение проезжей части пункта «Кайрак» в Костанайской области на границе с Россией. Рабочий проект прошел экспертизу, его стоимость - 413 млн тенге. Но средств на 2013 год не выделено. 

В данном случае - республикой, так как, согласно Бюджетного кодекса, финансирование должно идти оттуда. «Кайрак» является пунктом пропуска с самой высокой нагрузкой - 70% транспорта въезжает в Костанайскую область и выезжает именно через него. 

Всего пунктов пропуска в регионе десять: 6 автомобильных, 3 железнодорожных, 1 - авиа. Практически все нуждаются в реконструкции, обновлении инфраструктуры. Нужны, например, досмотровые ямы и мосты, средства принудительной остановки транспорта и видеонаблюдения. Нет вообще или не хватает служебных помещений, комнат отдыха, комнат для задержанных, пассажирских терминалов, туалетов. Специальных заборов нужной по стандартам высоты - 2,5 м, чтобы обеспечивать реальную изоляцию, тоже нет ни на одном пункте пропуска. Между прочим, цена вопроса только по ограждению - 140 млн тенге. Но в этом году денег из республиканского бюджета на все эти дела не предусмотрено вообще.   

- Состояние пунктов пропуска напрямую отражается на уровне приграничного сотрудничества, внешнеэкономической деятельности и инвестиционной привлекательности области и республики. С учетом роста товарооборота между странами Таможенного союза вопрос их реконструкции, благоустройства территории и бесперебойного обеспечения  электроэнергией становиться все острее, - сказал на аппаратном совещании заместитель акима области Серик БЕКТУРГАНОВ.

Раньше всю материальную часть на этих пунктах содержала таможенная служба. Но в 2011 году, когда ТС дозрел до второго этапа и таможня ушла с передовых рубежей, сооружения, линии электропередач были безвозмездно переданы пограничникам. Для них бремя оказалось слишком тяжелым: хозяйство требует постоянного квалифицированного обслуживания и ремонта. Кроме того, часть объектов на пунктах «Аят», «Акбалшик», «Убаган», «Кайрак», в том числе и электролинии, строились хозспособом и вообще не имеют правоустанавливающих документов. 

Руководство КНБ РК и погранслужбы обращалось в мае-апреле 2013 года к местной исполнительной власти с просьбой помочь обустроить пункты пропуска. Теперь районные акиматы получили задание оформлять фактически никому не принадлежащую собственность, как коммунальную. Ну и, получается, расходовать в дальнейшем на нее бюджетные средства. От них нужна помощь и в обеспечении жильем в районах 147 пограничников. Акимам также  дано поручение организовать работы по озеленению пограничных пунктов пропуска и даже «рассмотреть возможность установки за счет привлеченных средств санитарно-бытовых помещений для лиц, пересекающих границу».