Юрий БОНДАРЕНКО: «Нужна ли Костанаю своя мини-Википедия?»

«Воспитание патриотизма - не в речах с трибун, а в умении ценить и поддержать свое, родное, творческое»
20 января 2013, 10:26 |  Общество

Начало нового года, как всегда, навевает новые размышления о том, чем так или иначе, а все мы дышим. Может быть, даже и не совсем новые, но вновь и вновь напоминающие о себе. Для меня это размышления о том, что все мы вместе могли бы делать в сфере культуры. Естественно, отталкиваясь от прежнего опыта и от того,  что уже сделано.

Мне кажется, что наступило время подумать не просто об «Энциклопедии… Костанайской области», но и об «Энциклопедии культуры, науки и образования (включая развитие интеллектуальных игр)» региона. Но энциклопедии особой. Ведь и сфера-то особая. То есть о такой своеобразной энциклопедии, которая писалась бы живым языком и при этом включала бы в себя не только сведения о вошедших в нее людях, но и образцы творчества. В том числе газетные статьи и интервью. Ведь сколько есть интереснейших людей, включая и тех, кто  отбыл за пределы Костаная, а то и Казахстана! А сколько, как это ни грустно, ушедших! Но и в музыке, и в живописи, скульптуре, литературе у нас есть то, чем могла бы гордиться не только область.

Только не надо спешить с бумажным ее вариантом. Нужен своего рода сайт, где бы были объединены и поиски, и фиксация того, что уже «под рукой». Структуру и характер такой энциклопедии можно было бы совершенствовать и менять. Но уже сегодня важнейшей ее составляющей могли бы стать лучшие, наиболее информативные статьи из местной прессы самых разных лет. 

Второе, о чем я говорю и пишу уже не впервые, - нужна интерактивная местная телепередача, специально посвященная культуре. Передача, которая вобрала бы в себя и встречи, и дискуссии, и, возможно, мастер-классы, и викторины, занимательные задания, связанные со знанием мировой и отечественной культуры, включая и культуру нашей области. Ведь кажется таким очевидным, что воспитание патриотизма - не в речах с трибун, а в умении ценить и поддержать свое, родное, творческое.

И, наконец, третье, продиктованное тем, что в немалой мере уже делается: это объединение сил, которые бы помогали бы заметить и вырастить литературно-одаренных детей. На том уровне, на каком это делаются, к примеру, в Шахматном клубе, художественной и музыкальной школах. Речь, в первую очередь, идет о младших школьниках и ребятах среднего школьного возраста. Только не надо культов маленьких гениев, вундеркиндов и чересчур серьезной игры в литературное творчество. Пусть все это будет, прежде всего, удовольствием, средством развития личности. Ведь не все же, играющие в шахматы, занимающиеся рисованием, музыкой, потом становятся профессионалами. Но, тем не менее, время,  проведенное за шахматной доской, мольбертом или пианино, не потрачено зря. 

Но я бы сегодня акцентировал внимание именно на литературе. И дело тут не только в специфике творчества, а в том чудовищном снижении уровня владения как устной, так и письменной речью, которое из года в год наблюдаешь у студентов. Я и сам, как и многие другие, ошибаюсь. Могу неверно поставить ударения. Но  то, что бросается в глаза (наверное, говоря точнее - «в уши»), когда слушаешь  иных студентов, нередко достойно кунсткамеры. Сегодня даже студент-журналист при письменном ответе может сделать в одном коротеньком слове две ошибки. Поэтому-то свободное детское литературное творчество так много значит именно в наши дни. И здесь перед нашими педагогами и ведущими литераторами колоссальный простор  для творческой деятельности. Деятельности, которая, по моему глубокому убеждению, могла бы быть гораздо плодотворнее, чем так называемая научная деятельность младших школьников. Но это уже иная тема.