Тимур ГАФУРОВ: На те же грабли

«Диалог между властью и обществом напоминает детскую игру «Глухой телефон»
11 января 2017, 11:16 |  Мнения

Вынесенную в заголовок эпическую фразу использовал премьер-министр РК Бакытжан САГИНТАЕВ, устраивая 10 января выволочку руководителям двух ведомств: МВД - за плохое разъяснение нормы закона о временной регистрации, корпорации «Правительство для граждан» - за то, что плохо подготовилась к его реализации.

- То, что министр внутренних дел докладывал, что введение временной регистрации – правильная мера, это однозначно, - сделал вывод Сагинтаев. - Но вся проблема в том, как мы организовали эту работу. В этой связи мы ещё раз на те же грабли наступили. Принимаем законы, которые касаются людей, и не доводим основное положение, как всё это делается. Нет разъяснительной работы. Здесь каждый раз мы хромаем.

Хроническая хромота на этот вылилась не в митинги, а в нашествие - с 7-го по 9 января в ЦОНы пришли 40 тысяч граждан страны. Причем 21 тысяча граждан, как сообщил министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ, это люди, которые «узаконили свое положение в своих квартирах, ранее они проживали без прописки, вообще без ничего».

- Они могли в течение года прийти, узаконить свои жилищные отношения, - резюмировал премьер-министр. - И не было бы ажиотажа. Люди просто не знали, что делать, и пошли в ЦОНы.

То есть, очереди в ЦОНах сократились бы вдвое - при надлежащем разъяснении. Уверенность главы Кабмина в том, что вред от принимаемых его подчиненными решений можно минимизировать качественной пропагандой, конечно, имеет под собой весомые основания. Но даже если чиновники научатся доступно и заблаговременно объяснять, а госзаказные СМИ - эффективно отрабатывать бюджетные миллиарды, реакция населения все равно будет иной, чем ожидают первые и вторые. В атмосфере всеобщего взаимонепонимания диалог между властью и обществом напоминает детскую игру «Глухой телефон». Поэтому, когда народу говорят, что штрафовать будут не сразу, он отвечает «Ась?» и бежит в ЦОН. А когда его уверяют, что предельная прозрачность частной жизни необходима для борьбы с экстремистами и террористами, народ заявляет «Мой дом - моя крепость!» и перестает открывать двери участковым.

Впрочем, вполне возможно, причина в том, что диалога на самом деле и нет. Есть указания сверху от людей, которые убедили друг друга в «правильности меры». Есть исполнители этих указаний: ЦОНы, работающие с 8 утра до 8 вечера в будни, выходные и праздники; сотрудники миграционной полиции, которым увеличили рабочий день на 3 часа; участковые инспекторы, которые зачастую не понимают, что им нужно делать, чтобы не нарваться на выговор - за излишнее усердие или за преступную бездеятельность. И есть население, массово подписывающее обращение к Парламенту с требованием отменить эту однозначно правильную меру и спрашивающее: «Въезд для иностранцев в Казахстан упрощается, а для собственных граждан возводятся ненужные барьеры. Почему так происходит? Где логика и здравый смысл?».

Последний вопрос звучит уже почти риторически - 8 января сайт Avaaz.org, на котором размещена эта петиция, в Казахстане оказался недоступным. Хорошо еще, что временно. И что не отключили весь «Фейсбук», как это случилось вечером в День независимости из-за «технического сбоя», странным образом совпавшего с трансляцией интервью Мухтара Аблязова. Хотя сложно определить, что представляет наибольшую угрозу нашей стабильности: виртуальные откровения беглого банкира или виртуальная попытка избирателей достучаться к своим избранникам. Но выход из ситуации вновь был выбран самый простой – по тем же граблям.