На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 8 (99)
19 февраля 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Настоящее время
Спецназ
36,6 С
Качество жизни
Охотный ряд
Спартакиада
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

НАШИ - ЭТО ХОРОШО. НО АНГЛИЧАНЕ – ЛУЧШЕ.

Любая агония предшествует кончине. Гражданская авиация Казахстана, по своим масштабам занимавшая когда-то второе место в СССР, уже около десяти лет пребывает в состоянии, которое иначе как агонией не назовешь. Возникают и закрываются авиакомпании, приходят и уходят их менеджеры, и только самолеты и люди, которые готовят их к полету и управляют ими остаются те же. Но и у них есть свой ресурс, который когда-то кончается. Из зарегистрированных 603 воздушных судов подавляющее большинство было произведено в 60-70-х годах. Их назначенный ресурс подходит к рубежу назначенной эксплуатации. К тому же на сегодняшний день 37% самолетов неисправны.

Где на все это взять деньги?  «Временщики», как известно, запасы никогда не создают. А кто от этого страдает? Еще в декабре прошлого  года руководство национальной авиакомпании Эйр Казахстан объявило о возможном увольнении около 70% своих работников. На этой неделе из 2345 работающих более 300 летных специалистов уже получили уведомление об увольнении.  Выработка людского ресурса в нашей авиации пошла быстрее, чем у техники. Причина в том, что авиакомпания Эйр Казахстан не может обеспечить финансирование выполнения всех рейсов на маршрутах, которые она взялась обслуживать. Не говоря уж о закупке новой техники. По этой причине пришлось отдать несколько маршрутов другим казахстанским авиакомпаниям и даже вернуть иностранным хозяевам взятый когда-то в лизинг самолет «Боинг – 737». 

Руководство Федерации профсоюза авиаработников Казахстана считает, что ситуация создана в результате протекционистских действий министра транспорта и коммуникаций г-на Нагманова в пользу другой авиакомпании – Эйр Астана и заявил о готовящихся акциях протеста авиаторов.

Насколько верны выводы профсоюзных  лидеров, предстоит еще разобраться, но кое-какие цифры заставляют задуматься. Решение о создании компании Эйр Астана было принято в августе 2001 года. Создавалась она с нуля. Половина ее акций принадлежит Правительству Казахстана, а другие 50% - британской корпорации BAE Systems Public Limited Compani. Как сообщала пресса, Эйр Астана создавалась по инициативе главы государства, который как раз и ставил целью привлечения иностранных инвесторов для обновления самолетного парка. При уставном капитале 17 млн. долларов эта компания уже в 2002 году привлекла для перевозок практически новые воздушные суда «Боинг – 737». (В отличие от старых, которые приобрела Эйр Казахстан).

Но дальше начинаются «непонятки». С сентября 2003 года за Эйр Астаной остались лучшие международные маршруты. В результате у Эйр Казахстан были перекрыты 70% наиболее рентабельных рейсов, приносивших ей прибыль. Однако, на сегодняшний день Эйр Астана приобрела еще два самолета «Боинг – 757-200», в конце феврале будет куплен еще один такой же, а так же решен вопрос о пяти турбовинтовых самолетах для внутренних линий.

Нельзя сказать, что Правительство не помогало Эйр Казахстану. В сентябре 2002 года из бюджета было выделено 15 млн. долларов, на которые выкуплена половина акций компании в счет погашения ее долга перед Казкоммерцбанком. Предоставлялись и некоторые налоговые льготы. Но все это не помогло.

Так в чем же причина? В том, что национальной авиакомпанией управляют некудышные менеджеры? Неужели успех Эйр Астаны только в том, что президентом там работает англичанин Ллойд Пакстон?

В 2003 году Правительство РК затеяло рыночные преобразования на железной дороге. На прошлой неделе принята соответствующая трехгодичная программа. Схема примерно такая же как и в гражданской авиации. Правда, теперь решили не ждать череду банкротств и сразу же определили, что явно убыточные пассажирские перевозки государство будет дотировать из бюджета. Оставляют пока под государственным контролем и большинство локомотивов. Чем все это закончится, пока никто не знает, но почему-то хочется посоветовать и сюда пригласить кого-нибудь из англичан.  Так для страны, наверное, будет дешевле.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

НАШИ - ЭТО ХОРОШО. НО АНГЛИЧАНЕ – ЛУЧШЕ.
Гражданская авиация Казахстана, уже около десяти лет пребывает в состоянии, которое иначе как агонией не назовешь.

ЭХО ТРАГЕДИИ: НАШ АКВАПАРК ПРОЧНЕЕ?
14 февраля обрушилась крыша московского аквапарка "Трансвааль". Жертвами катастрофы стали 26 человек. Пострадало более 100 человек, 21 из которых - дети.

Аул-2004: «ОТГОВОРКИ ПРИНИМАТЬ НЕ БУДЕМ»
Во вторник три района области получили "добро" на претворение программы "Аул-2004" в жизнь.

ПОЛИТПРОСВЕТ: О ПАРТИЙНОМ ДИССИДЕНТСТВЕ
В воскресенье коммунисты Костаная услышали отчет своего руководства о проделанной работе.

РЕФОРМА: ПЕДАГОГИ ОТДЕЛЯЮТСЯ
В этом году в Казахстане будет создано пять педагогических вузов. Правительство уже подписало соответствующее постановление.

ВАНДАЛИЗМ: ОГРАДУ «БИЛИ» КУВАЛДОЙ
В ночь с 17 на 18 февраля в Парке Победы неизвестные лица сорвали чугунные ограды вокруг могил героев войны.

ОБЪЯВИЛИ КОНКУРС, СЭКОНОМИЛИ МИЛЛИОН
В начале февраля прошел тендер на предоставление полиграфических услуг для ГКП "Газета "Костанай" на текущий год.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС «ЭЙР КАЗАХСТАН»
Маршрут Павлодар - Костанай - Гановер станет последним в истории национального авиаперевозчика Казахстана.

ЭКОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛОВОЙ ГОРКИ
13 декабря в Костанае прошла третья отчетно-выборная конференция Костанайского областного филиала партии "Ак жол".

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ: «ЛАД» С ПРЕМЬЕРОМ НЕ В ЛАДУ
Республиканское славянское движение "Лад" обратилось к Президенту Казахстана Назарбаеву, как к гаранту Конституции, с требованием "соблюдать контроль за исполнением Основного Закона РК высшими должностными лицами государственной власти".

«ММ»: ЕДИНОГЛАСНО!
Вчера в малом зале городского акимата состоялась вторая сессия первого созыва Молодежного маслихата.

ПОЧЕСНА НАГОРОДА КОСТАНАЙСКОМУ АКИМУ
Приятный сюрприз преподнесли акиму области Умирзаку Шукееву в Астане, на недавнем чествовании первоцелинников.

КИПРСКИЕ МАТЧИ «ТОБОЛА»
Серебряный призер чемпионата костанайский "Тобол" проводит второй сбор на Кипре.

ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
В акимате Рудного обнаружен контейнер с радиоактивным источником. Замеры радиации показали, что излучение от него превышало норму в 100 раз.

ЦИТАТЫ
Сделают доброе дело, ремонтируют школу через, как говорится, одно место, а потом их таскают.