На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 4 (95)
22 января 2004 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Политэкономика
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
36,6 С
Неслучайные связи
Арт-обстрел
Поиск
Качество жизни
Спартакиада
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

[an error occurred while processing this directive]

БЕЗ ОСОЗНАНИЯ ПРОШЛОГО НЕ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕГО, НЕ УВИДЕТЬ БУДУЩЕГО…

ПРЕДИСЛОВИЕ. В ХХ ВЕКЕ УМЕРЛИ  ВСЕ БОГИ?
 "Только духовные идеалы достигаются без борьбы людей между собою, а напротив, достигаются тем скорее, чем более соединены люди любовью. В наше же время закон борьбы признан законом жизни человеческой: доказательство того, что идеалы нашего времени идеалы не духовные," - утверждал Джон Рескин. А Фридрих Ницше был еще более дерзок: "Умерли все боги!". Эту  характеристику века ХХ-го, конечно же, предварили  герои Достоевского: "Бог умер, значит, все дозволено..:"   Смертельная схватка между нагло распоясавшейся бездуховностью и униженным, но не унизившемся человеческим духом: Пожалуй,  не было моментов в многовековой истории человечества без этой жесткой  борьбы. Но были в ней  периоды бескомпромиссного обострения и мудрого затишья,  перевеса то одной, то другой "чаши весов":  А вместе с людьми не на жизнь, а на смерть сталкивались научные концепции, ученые монографии, книги  литературы художественной:  Особенно остро - в начале и конце века ХХ-го, ознаменованного воинстваующим распадом многих, спровоцированных предыдущими веками,  ценностей. И лишь немногое и немногие устояли в этой лавине неонигилизма. Мурат Ауэзов - один из них.

НА ДЕТЯХ ГЕНИЕВ ПРИРОДА ОТДЫХАЕТ НЕ ВСЕГДА 
 На недавней встрече в Костанайском госуниверситете  Мурат Мухтарович Ауэзов, директор государственной национальной библиотеки, ученый-филолог, публицист, писатель, сын классика казахской литературы,  шутливо признался в том, что он, шестидесятилетний, уже никого и ничего не боится. Мурат Мухтарович лукавил. Тридцать лет назад, в застойные семидесятые, он был одним из бесстрашных организаторов казахстанского молодежного движения "Жас тумар". Оно возникло в Москве под лозунгом борьбы за свободу и независимость Казахстана.  До своего реального суверенитета Казахстану оставалось пережить еще несколько советских пятилеток. Молодой казахский интеллигент эпохи развитого социализма был настолько одержим идеей национального самоопределения, что,  оказавшись в те времена у индийской священной стены желаний, "загадал" Казахстану независимость, суверенитет, свободу. Признался: окажись он там сегодня, на втором десятилетии казахстанской независимости, пожелал бы, чтобы обретенная наконец свобода не исчезла, как мираж в пустыне. 
Вообще же Мурат Ауэзов политикой не занимается и не советует вступать в какую бы то ни было политическую партию  никому из прозаиков и поэтов. Несмотря на то, что сам был одним из учредителей движения "Асар".   Этот кажущийся нонсенс объясняет просто: пока "Асар"  было общеказахстанским движением  - были и высокие цели. Но став партией, "Асар" начинает борьбу за места в парламенте, что, как считает Мурат Мухтарович,  смысл движения сузило. А потому членом партии "Асар" Ауэзов так и не стал.
 В нашу область он приехал совсем с иной миссией.

БАЗИС УКРЕПИЛИ, ПОРА ПОДУМАТЬ О НАДСТРОЙКЕ?
 Представляя гостей КГУ-шной аудитории, аким области отметил то, что экономическое положение страны стабилизировалось настолько, что теперь можно серьезно заняться ее духовной жизнью. Тем более, что президентом страны была объявлена акция "Культурное наследие".
 Ее цель колоссальна и уникальна. Ведущие гуманитарные умы страны, наконец, убедили правительство в том, что наука и культура - факторы не менее значимые, чем экономика и политика.  Что эти феномены необходимо не только развивать, но и добросовестно изучать. И только тогда наше сознание перестанет быть фрагментарным, усвоив то, что казахстанская многовековая история и культура своими корнями уходят аж в первое тысячелетие до нашей эры.  Что историческое развитие есть бесконечное взаимодействие различных народов и культур. И что в конечном итоге род человеческий - ЕДИН!
 Проект "Культурное наследие"  предполагает подготовку и выпуск нескольких сотен (!) томов книг по проблемам естественных и гуманитарных наук, художественных текстов, связанных с историей становления казахского этноса. Для реализации этого грандиозного замысла правительством страны уже выделена беспрецедентная сумма в четыре миллиарда тенге, создан общественный совет во главе с премьер-министром Тасмагамбетовым, разрабатывается концепция реализации этой программы. М.Ауэзов, который стал одним из учредителей проекта,  степень его значимости сравнил, не много не мало, -  с актом обретения Казахстаном независимости.
 "Если нет высоты духовности, - есть банальность повседневности",- констатировал гость, подчеркнув, что этот уникальный проект как раз и будет способствовать углублению, динамизации первого.
 Понятно, что особая,  действенная роль в этой судьбоносной акции должна быть отведена научной и художественной интеллигенции.

 ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, А - У- У!!!
Как известно, на интеллигенцию тоже бывает мода. Как на рюши, бантики, каблуки и цвет волос:  В ХХ веке мода на интеллигенцию менялась неоднократно: она проходила, когда кухарке доверяли рулить государством, и возвращалась, когда общество вдруг вспоминало о физиках и лириках:  В ХХ1-м в моде оказались новые русские, казахи, армяне и прочие: Они прославили себя неспособностью перемножить в уме  два на два и навыками сотворять бешеные деньги из воздуха. Такое интеллигенции не снилось ни в какие эпохи. Она по-прежнему  пыталась выжить, отмеряя жизнь от зарплаты до зарплаты. Бюджетной. Что и сегодня воспринимается, как клеймо, утверждающее  невысокий  социальный финансовый статус и тем самым то, что интеллигенция у нас снова не в моде.
Понятно, что к реализации проекта будет прежде всего привлечена научная и творческая  интеллигентская элита. Может,   тогда  хотя бы  она ныне войдет в моду? Честно говоря, больно смотреть на то, как наша костанайская профессура, наши поэты и прозаики  прогибаются в поисках возможностей опубликовать свои труды.  А если это кое-как  кое-кому удается, то эти единичные атланты самолично разносят по библиотекам в пластмассовых дипломатиках советского производства  зачастую "дело всей своей жизни":
Что говорить об элите областной?  В моде ли республиканская? Еще один гость КГУ, профессор, доктор филологических наук, критик, писатель, человек известнейший и авторитетнейший в казахстанских гуманитарных кругах Аслан Жамелович Жаксылыков, признался в том, что за неимением возможности издавать свои исследования и романы книгами,  будет печатать их в интернете. Это дело ближайшего будущего, но тем не менее, будущего: у маститого ученого до сих пор нет собственного сайта.
Но при всем при том, как всякий подлинный интеллигент, Аслан Жаксылыков искренне оптимистичен. Предначначение писателя в нашем обществе он определяет как исключительно миссионерское. "Это миссионеры будущего, - уверен профессор. - Потому что они - миссионеры общественного братства.  Предтечи духа. В глубинах их космоса открываются неограниченные астральные возможности." Ученый признался в том, что последнее  неоднократно ощущал в себе самом,  что приводило к актам научного и художественного прозрения не только на сознательном уровне, но и на подсознательном. Конечно, писатель писателю - рознь. Есть Писатели и писатели. Вторые не осознают, с какой высокой миссией они посланы на землю всевышним: копаются в своих житейских болячках и комплексах:  Таковых Аслан Жамелович вниманием не удостоил. А среди имен выдающихся современных казахских писателей особо акцентировал два - Олжас Сулейменов и Мухтар Шаханов.    
  
КОСТАНАЙ МОЖЕТ СТАТЬ РЕГИОНАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ  ИНТЕРНЕТ-ЛИТЕРАТУРЫ
Это инициатива акима области Умирзака Шукеева.
Сие событие должно произойти в недалеком будущем.
Как и так называемая "встреча на границе".  Ее предложил провести Мухтар Ауэзов. Цель ее - собрать за деловым столом в Костанае представителей библиотек северного региона Казахстана и приграничных российских областей. Смысл - выработать общую стратегию и тактику совместной работы по стимулированию культурной и интеллектуальной жизни нашего региона.
 Это будет и пример конкретного практического вклада при реализации проекта "Культурное наследие". Кстати,  визит маститых гостей - лишь первая "ласточка" предстоящей грандиозной акции. За творческой встречей в КГУ, которая длилась почти три часа и отличалась искренним взаимным интересом и отсутствием "запретных" тем,  должны последовать другие. Во всяком случае, нам обещают возможность пообщаться поочередно с 10-12 ведущими литераторами СНГ. А уже в ближайшее время планируется приезд в нашу область Дулата Исабекова, современного казахстанского прозаика и драматурга. Ожидается, что к нам, после многолетнего перерыва вновь "заглянет" и Олжас Сулейменов, которого современные культурологи называют "звездой тюркского мира".
 Реализация программы  "Культурное наследие" предполагает учет трех ее направлений: изучение, пропаганду и воспитание молодежи.
 Что и говорить, костанайская научная и творческая интеллигенция встретила известие об этой акции с восторгом. Она, кстати сказать, готова к действенному участию в ее реальном осуществлении.
 Вот только будет ли востребовано ее научное и художественное творчество?  Как-то так  постепенно у нас   выработалось мнение, что все самое интеллектуально ценное может создаваться лишь в столичных городах. Несмотря на массу обратных примеров: ни нобелевский лауреат Шолохов, ни создатель уникальной системы образования и воспитания Алтынсарин не были столичными жителями.
 Наша область не обделена талантами. Поэты и прозаики печатаются в казахстанских и российских республиканских журналах,  ученые успешно защищают кандидатские и докторские диссертации. Вот только печально, что сегодня их труды все больше пишутся "в стол" и используются в лучшем случае в студенческой аудитории. Неужели и на этот раз костанайской творческой интеллигенции будет уготована роль всего лишь педагога, пропагандиста и воспитателя?
 Этот вопрос не был задан гостям на встрече. Наверное, его надо адресовать совсем не им.
 :Из праздничного сине-белого актового зала КГУ публика расходилась затемно. В кулуарах никто не сетовал ни на очереди в гардеробе,  ни на то, что рабочий день уже давно у всех закончился: Домой мало кто торопился: дебаты, споры из фойе постепенно выплескивались на ночные костанайские улицы: Кто-то  заметил: а аким-то наш был в зале до самого конца встречи. Да, приятно, когда акимов начинают волновать не только проблемы урожая, благоустройства или чьих-то долгов...

Ольга Кунгурова

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БЕЗ ОСОЗНАНИЯ ПРОШЛОГО НЕ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕГО, НЕ УВИДЕТЬ БУДУЩЕГО…
"Только духовные идеалы достигаются без борьбы людей между собою, а напротив, достигаются тем скорее, чем более соединены люди любовью.