[an error occurred while processing this directive]
В СВОИХ РУКАХ БЮДЖЕТ ВСЕ-ТАКИ «ТОЛЩЕ».
Парламент РК утвердил главный финансовый план страны на 2004 год. Теперь очередь за местными органами власти. Около года в Казахстане ведутся разговоры о работе по разделению функций управления между Центром и регионами, однако, в республикан-ском бюджете следующего года никаких следов бурных дебатов, которые велись на этот счет в первом полугодии, никто не обнаружил. К слову сказать, что-то давно ничего не слышно и работе специально созданной комиссии. Хотя проект закона по этому поводу вроде бы должен быть рассмотрен Мажилисом еще до Нового года.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. "Сказка" о разделении функций, которую нам рассказали, достаточно интересная, поэтому некоторые парламентарии поспешили увидеть ее воплощение уже в следующем году. Для чего и начали очень внима-тельно изучать проект бюджета страны на следующий год. Дескать, где же тут увеличение финансовых возможностей регионов, чтобы они реже обращались за помощью к Правительству и несли полную ответственность за местные дела. Член комитета Мажилиса по финансам и бюджету, руководитель рабочей группы по законопроекту Тулебек Космамбетов, перечитав от корки до корки сей важный документ, вынужден был заявить: "Правительство снова хочет макси-мально сконцентрировать финансовые ресурсы в своих руках и потом выделять их по своему разумению, ущемляя при этом права местных исполнительных органов путем уменьшения доходной части местных бюджетов и увеличения целевых трансфертов" ("Панора-ма", 28.11.03).
Депутаты подсчитали, что относительно растущего ВВП доходы местных бюджетов из года в год падают, а доходы республиканского бюджета - растут. С 10,3% от ВВП в 2001 году местные доходы снизились до 7,1% в планируемом 2004 году. В тоже время изъятия из местных бюджетов в республиканский (трансферты) уве-личились с 52 млрд. тенге в 2000 году до запланированных 66,9 млрд. в 2004-м.
Поскольку расчет на увеличение доходов от акцизов в мест-ную казну не оправдался, то увеличение трансфертов возродило прежнюю нехватку средств для региональных органов исполнитель-ной власти. Так, в уходящем году 10 из 16 областей утверждали свои бюджеты с дефицитом в размере 5,2 млрд. тенге. Такое же положе-ние ожидается и в 2004 году. В результате, у Правительства теперь сконцентрировались огромные средства, которые оно должно пере-давать на места: в 2003 г. - 27,9 млрд., а в следующем году уже 55,9 млрд. тенге.
Возможно, для реализации республиканских программ (таких как, развитие медицины и образования на селе) это и необходимо, но вот к чему приводит такая система прохождения финансов. Напри-мер, для материального стимулирования деторождения государство ввело выдачу матерям единовременного пособия в связи с рождени-ем ребенка. Для его получения нужно оформить кучу документов. В том числе от женщин требуют открыть СИК на младенца, для получения которого тоже нужно собирать официальные бумаги. По заяв-лению Мусиралы Утебаева - председателя комитета по экономике, финансам и бюджету Сената Парламента РК, вся эта волокита при-вела к тому, что за 9 месяцев т. г. по данной бюджетной программе освоено всего 33% средств. Если так осваиваются 2,9 мдрд., выде-ленных на текущий год средств, то как будут расходоваться 3,1 млрд., запланированных на 2004 год? Будет ли срабатывать запланированный стимул?
Вполне возможно, что "сказочники" из Правительства РК стараются "тщательнее" подойти к такой серьезной политической реформе как децентрализация власти. Потому и затягивают. А воз-можно, причины в другом. 21 ноября в Алматы прошла междуна-родная конференция "Опыт модернизации реформ в Центральной Азии: модель и перспективы Казахстана", на котором заведующая кафедрой Евразийского университета Жаналын Джунусова сообщи-ла, что формально институты демократии в Казахстане есть. Но они "имея западную "оболочку", фактически функционируют в соответ-ствии с местным менталитетом и особенностями традиций". Она со-общила, что если в начале и середине 1990 годов в составе казах-станской политической элиты были люди, у которых не было пар-тийного советского прошлого, то сейчас таковых почти не осталось.
Хорошо или плохо, что нами руководят чиновники, "устав-шие" от охлократии конца 80-х - начала 90-х годов, сказать пока сложно, но то, что для них в понятии "демократия" обязанности превалируют над правами, это точно. Под это они подтащат любую идеологию. Начиная от опасности регионального сепаратизма, кон-чая простым тезисом: всегда должны быть "старшие" и "младшие", начальники и подчиненные. А то ведь как без этого? Начнется сплошной хаос и неразбериха. И потом - куда мы денем столько "городовых", которые ничего не умеют, кроме как присматривать за порядком. В смысле, вести "мониторинг". Спросите, зачем? Да так. На всякий случай. А вдруг кому-нибудь, когда-нибудь пригодится.
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]
|