На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 47 (86)
20 ноября 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Забойный отдел
Наш бизнес
Спецназ
Поиск
Качество жизни
Охотный ряд
Спорт
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Спецназ  
[an error occurred while processing this directive]

МАРШРУТКИ, ВЫ ЧЬИХ БУДЕТЕ?

Маршрутки - наша национальная особенность. Чисто СНГ-овский проект. Наше ноу-хау в ответ на развал СССР и кончину отлаженной государственной заботы и о водителе и о пассажире. Между тем, мы к ним привыкли, большинству без маршруток не обойтись. А быть может, придется. По той простой причине, что водители маршрутных такси намерены разобраться с беспределом и произволом предприятия, под крышей которого оказались. В ответ на самоуправство водители готовы оставить работу и подать в суд. "НГ" начало собственное расследование.

В ПОГОНЕ ЗА ПАССАЖИРОМ
Когда несколько лет назад маршрутки только появились в  Костанае, то на первых порах были даже овеяны неким романтическим ореолом.  Целыми стадами понеслись по городу ПАЗики и ГАЗели. Они стали главной "движущейся" силой. Имея патент на частный извоз, водитель гонял по нескольким маршрутам. Помнится, как только что глядящая из-за стекла "5" превращалась по "желанию" пассажира в "13", "2":
"Был абсолютный беспредел, зато зарабатывали нормально" - вспоминают "доброе" время маршрутники. Потом все постепенно "упорядочилось". Конкуренция в борьбе за наши с вами тенге сменилась определенностью. Водители разделились по бригадам и маршрутам, отойдя под чью-то "крышу". Триста тенге в месяц за "определенность".
С годами эта сумма выросла. Незаметно предприниматели "от извоза" навязали своим водителям маршруток жесткие условия труда. Сейчас каждый водитель, не считая "левых" (не проходящих по тендеру машин), отстегивает еженедельно в кассу предприятия по 3 500 тенге. Чтобы иметь весьма средний заработок (на который, кстати, надо еще заправляться и ремонтироваться), водители маршруток вынуждены прямо-таки гоняться по городу за пассажиром. Исполнение законов о ветеранах, инвалидах и других социально незащищенных слоев населения также возложена на маршрутников, наряду с транспортом общего пользования - автобусами, троллейбусами.
Со стороны предприятия вместо индивидуального трудового договора и договора аренды - бумажное чудовище, именуемое "Контрактом о дополнительных условиях трудового договора и аренды транспортного средства". Бумага содержит аж восемь пунктов "обязательств" водителя перед предприятием. Ни о его правах, ни об обязанностях предприятия нет ни единого слова.
Со всем этим водители маршруток жили долго, но терпению, как водится, пришел конец. У многих машины куплены в кредит, и его еще долго погашать. Эта ситуация на руку руководству "Костанайавтотранс". "Не соглашусь с требованиями -  выгонят, обещали. Куда деться? На шее кредит, еще год расплачиваться" - признался далеко не юный водитель.

Один день у руля:
Погожий будничный денек. Яркое солнечное, хотя и морозное утро, 6.00. В это время наш герой уже идет на автомобильную стоянку за машиной. Андрей  (имя по просьбе водителя изменено) заводит "пучеглазую" тройку - и вперед, на автозаправочную станцию. 6.30. Водитель подбирает меня на остановке, и мы выезжаем на маршрут. На улицах еще малолюдно.
"В день в лучшем случае 3 000 получается. - рассказывает Андрей. - Когда проезд до 25 подняли, руководство говорило, что через время на автобусах тоже проезд повысится. В результате - очередной обман. Автобусники зарабатывают куда больше нашего, за путевки платят многим меньше. Заботится о машине не надо. Транспорт парковский. Поломка - не их забота. Для нас самая затратная статья - запчасти. В месяц 15-20 тысяч стабильно на содержание уходит". Пока разговаривали, народу прибавилось - полный салон. С 7 до 9 утра - золотое время. Проезжаем два круга, и салон постепенно пустеет. Время подходит к 10.00. На остановках затишье.
Совмещая отдых и вынужденный простой, остаемся на конечной и с полчасика пережидаем. Перед нами восемь "трешек" - живая очередь. Снова в путь-дорогу. Проезжаем два с половиной круга - и вновь останавливаемся. На этот раз чтобы пообедать. Водителей микроавтобусов обеспечивают питанием бабульки, живущие по соседству. Они приносят на конечные остановки супы, вторые блюда, чай. Стоимость "заказа" порядка 100-200 тенге.
Снова выезжаем. Вечереет. Заметно прибавляется "крутых пацанов" на "чисто конкретных тачках".  Еще один перерыв, уже вечерний. С 17 до 19 часов пассажир идет валом - многие стараются сесть в маршрутку. Стемнело, и необходимо двойное внимание - чтобы не пропустить голосующих на обочине. Салон полупустой. В копилке 3600 тенге, двести уже истрачены на обед. Полторы надо вычесть за бензин. Остается 2 100. "Бывает и хуже, а может быть и больше, смотря сколько машин выходит" - говорит Андрей. Рабочий день закончился. Андрею же еще ставить автомобиль на стоянку, а завтра с утра на СТО. Совсем не ко времени порвался ремень. Почти полтысячи придется отдать за ремонт колеса. А в конце недели сдавать наличность. "Сердце кровью обливается, - улыбается Андрей, - знать бы за что - не жалко было бы".

Транспортная арифметика
По нашим весьма поверхностным расчетам только от 29 машин "13" маршрута, предприятие "Костнайавтотранс" еженедельно получает 101 500 тенге. В месяц выходит 406 000. Для справки: под "крышей" предприятия находится еще  примерно столько же  "троек", а также около 40 машин, ходящих по 22 маршруту, двадцать по 23, по десять транспортных единиц закреплены за 7 и 4 маршрутами. Весьма солидная сумма получается, не правда ли?!
Если верить словам Бельгубая Житербаева - заместителя директора "Костанайавтотранс" большая часть из собранных средств идет на обустройство остановок, их уборку, а также на "всевозможные" парковые расходы. "Вообще-то мы с водителями в одной упряжке, - напомнил заместитель. - Так что они должны входить в наше положение. А не грозить забастовкой. Кстати, мы хотим получить письмо, а вернее, фамилии тех водителей, кто под ним подписался".
На просьбу показать хоть какой-либо финансовый документ, подтверждающий ежемесячные затраты предприятия, г-н Житербаев удивился: "Разве вы не видите, как хорошо отремонтированы в городе остановки, вся работа на виду. В вопросах финансовых я не компетентен, все через директора".
Не сумев отыскать главного руководителя для комментария ситуации еще на прошлой неделе, на этой неделе все силы были брошены на его обнаружение. Признаться, после нескольких дней двор "автотранса" казался совсем родным. Потому как подъезжать к самой конторе (ввиду особой секретности объекта) нам не разрешили, так, что за день по несколько раз приходилось оставлять авто за воротами и топтать двор своими двумя. В очередной раз открываю дверь, уже почти ставшей родной приемной. Из-за двери с почтенным словом "директор" раздаются голоса. "Занят! Надолго:" - вежливо отвечает на мою несказанную радость секретарь. Что ж, нам спешить некуда, подождем.
Спустя время в приемную вышла уже знакомая бухгалтер и крепкий мужчина средних лет в теплом спортивном костюме. "Малик Баекенович" - едва успела я крикнуть в след уже скрывшейся в коридоре фигуре. Не утруждая себя долгими расспросами, поняв "что нужно", г-н Шаяхметов истинно "директорским" тоном, переходящим в "базарную" манеру, отрезал: "Я никому ничего не должен. Говорить мне нечего. Ничего объяснять не собираюсь. Никому! Понятно?" на окончание фразы как раз пришелся конец коридора. Малик Баеекенович остановился в дверном проеме и джентельменским жестом указывая на лестницу еще с большей яростью заключил: "А если еще хоть слово напишите, лично вот с этой самой лестницы спущу, понятно?" Сев в серебристый джип, он уехал по делам к одному из самых навороченных строящихся в самом центре города коттеджей.
Разговор не получился. Но возможно, не все потеряно. Мы заглянули в конституцию, Уголовный и Административный кодексы РК и выяснили, что г-н Шаяхметов как минимум три раза нарушил закон. Во-первых, ст. 2 закона "О средствах массовой информации", ст.352 Административного кодекса и ст.155 Уголовного кодекса. Последняя, кстати, "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста" влечет за собой наказание в размере от 50 до 100 месячных показателей либо исправительными работами на срок до одного года. Впрочем, 50 МРП для господина Шаяхметова, видимо, - не деньги. Прибыль в "Автотрансе" куда больше. Это он знает. А вот грамотно общаться с прессой - увы! - Малик Баекенович так и не научился...

Светлана Трегубова, председатель налогового комитета Костаная
Надо быть настоящим дураком, чтобы связывать себя фактически незаконными обязательствами с ничего не гарантирующим предприятием. Какое-то время водители не обращали, или скорее, не желали обращать на это внимание. По всей видимости, их устраивал заработок и не волновала проблема пенсионных и других отчислений. Они попросту платили по установленной "таксе" предприятию, а заработанное клали себе в карман. Единственными документами при этом были и есть контракт аренды их транспортного средства и путевки предприятия. В то время, как они должны были бы зарегистрироваться в налоговом комитете, как частные предприниматели, получить патент, а уже потом оформлять отношения с предприятием. В таком случае частники сами формируют свои пенсионные накопления и ответствуют за положенные отчисления. Есть и другой вариант. Предприятие должно было оформить водителей как работников, заключив с ними трудовые соглашения, гарантировав все необходимые отчисления. Ни того ни другого не произошло, и по вине самих водителей и самого предприятия.  Предприятию не выгодно принимать в штат водителя или брать под свою  "крышу" предпринимателя с патентом. И в том и в другом случае предприятие теряет определенную долю дохода. Выгоднее обходить закон. До поры, до времени. Мы не раз предупреждали "Костанайавтотранс", я лично говорила бухгалтеру предприятия о том, что они должны делать отчисления, так как работают от предприятия. Следовательно, оно и должно выступать гарантом их социальной защиты. Но организация этого не делает. Значит, обманывает водителей. Последние соглашались с ситуацией и так же, выходит, обманывали государство, пока "такса" не начала расти и они стали меньше зарабатывать.  То есть водители попали в самую настоящую кабалу, но виноваты в этом и сами. Им необходимо прежде всего зарегистрироваться в налоговом комитете. Со своей стороны мы проведем плановую проверку к концу года. Нарушения выявим. 

Ксения БАРАБАНОВА

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

МАРШРУТКИ, ВЫ ЧЬИХ БУДЕТЕ?
Маршрутки - наша национальная особенность. Чисто СНГ-овский проект. Наше ноу-хау в ответ на развал СССР и кончину отлаженной государственной заботы и о водителе и о пассажире.