[an error occurred while processing this directive]
В КАЗАХСТАНЕ РАСШИРЯЕТСЯ БЕСПОГОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Давно уже поговаривали о предполагаемой отставке министра внутренних дел Каирбека Сулейменова. Одни считали это дело уже решенным, другие говорили, что данные слухи распространяет чуть ли не сам главный полицейский страны. Дескать, набивает себе цену. Кто кому и что набил - широкой публике неизвестно, но то, что генерала Сулейменова отправили в отставку, стало неопровержимым фактом. Вечно суетящаяся в подобных случаях часть общественности, не стала выяснять глубинные корни смещения с поста человека, который довел борьбу с преступностью до уровня ее стабилизации. Возможно дело в том, что его уже не первый раз лишают министерского портфеля, и все обстоятельства вокруг такого решения уже давно обсудили. А может причина в другом? Ведь к руководству полицейским ведомством впервые пришел человек не в генеральской форме. И не потому, что еще не успел заработать себе необходимые звезды на погоны. Просто в Казахстане решили внедрить опыт некоторых стран, в которых во главе силовых структур стоят гражданские лица. Об этом на расширенном совещании руководителей правоохранительных органов заявил глава государства. По его мнению гражданские люди, не «зашоренные» генеральскими погонами, способны видеть не только профессиональные, но и финансовые проблемы, которых так много в этих органах. Да и давно пора, по словам Президента, «вырезать» еще один рудимент социалистического прошлого – излишнюю военизацию правоохранительных органов.
Демилитаризация должна коснуться и других погононосящих структур. Глава государства выразил недоумение: почему в зале суда судья в мантии, а прокурор в погонах? Да и адвокаты, кто во что горазд… Действительно, уж не по этой ли причине образовалось неравенство сторон обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства? А почему бы их всех не одеть в мантии?
Эти шаги заместитель руководителя администрации Президента Игорь Рогов объяснил журналистам на пресс-конференции по итогам названного совещания так, что все это «лежит в русле нашего движения к демократическому обществу и построению правового государства, будет способствовать гуманизации в целом всей нашей правовой политики» («Панорама», 12.09.03). И вообще, по его словам, «… зачем прокурору форма? Гипотетически для чего она? Если сказать по-житейски – чтобы в толпе чиновников узнавали и знали, что это представитель власти. Если это полицейский, то он должен быть в форме – его и граждане, и преступники должны узнавать. Если это таможенники – тоже. Им предполагается сохранение формы, но без погон. А многим другим категориям госслужащим форма вообще не нужна».
Не знаю, говорилось ли на этом совещании о том, как воспринимается наша страна иностранцами, когда они на каждом шагу встречаются с людьми в форме. Может, они потому и не хотят принимать нашу «авторитарную демократию», что она им видится в обрамлении звезд на погонах. Ведь не знают они нашего менталитета. Никто им не рассказывал, что многие люди у нас самоутверждаются сиянием кокарды на фуражке и воинских знаков отличия, наличием портфеля в руке и стопкой дипломов о высшем образовании.
О кадрах правоохранительных органов на упомянутом совещании шел особый разговор. Глава государства заявил, что непродуманные реорганизации, субъективизм при подборе и расстановке кадров привели к неоправданной сменяемости и уходу настоящих профессионалов. Дано указание ужесточить требования к образовательным стандартам во всех юридических вузах страны, проверить все факультеты, готовящие специалистов для правоохранительных органов.
Разумеется не обошли молчанием и факты коррупции, предательства служителей правопорядка. И вот тут-то прозвучала интересная информация. Недавно Президент дал указание в соответствие с рекомендациями ООН ввести уголовную ответственность за подкуп должностных лиц иностранных государств. Вполне возможно, что эта статья уголовного законодательства в случае ее принятия будет работать. В отличие от преследования наших должностных лиц, подкупленных иностранцами.
Попенял глава государства правоохранительные органы и за то, что они не вели борьбу с умышленным банкротством. Если кого-то и привлекали к ответственности за экономические преступления, то чаще всего это были подставные лица. А истинные виновники оставались в стороне, беспрепятственно уводя свои капиталы за границу. Вся проблема в том, что до сих пор субъектом уголовного преследования в Казахстане являются только физические лица. Поэтому в ближайшее время по примеру опять же других стран предполагается введение уголовного наказания для юридических лиц. Будут применяться такие меры, как штраф, конфискация имущества или вовсе – ликвидация.
Напрашивается вывод, что у нас лучше всего получается с ликвидацией наследия социалистического прошлого. Что же касается уж проявившихся родимых пятен капитализма, то тут как-то не все складывается. Может потому, что по части признания собственных ошибок мы дали фору многим постсоветским республикам и теперь бы еще научиться их не повторять.
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]