На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 37 (76)
11 сентября 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Политэкономика
Забойный отдел
Наш бизнес
Настоящее время
Операция "Ы"
Абонентский ящик
Рыбацкий клуб
Магазин
Кушать подано
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Операция "Ы"  
[an error occurred while processing this directive]

РЕШИМ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ВЕК РАБОТЫ НЕ ВИДАТЬ

Как найти работу, не посещая с заунывной методичностью приемные всех фирм, офисов и предприятий? Мы решили попробовать и обзвонили  пять  агентств по трудоустройству. В каждом нам любезно сообщили, что вакансии есть, причем именно те, что нам требовались и совсем свежие. Вот только дадут координаты работодателя, говорили на другом конце провода, только при личной встрече. После, разумеется, оплаты по прейскуранту.

РЕГИСТРИРУЕМСЯ

Первое агентство, в котором одна из нас попыталась найти работу, было «Глобус». Пыталась устроиться по специальности, имея за плечами журналистское образование. «Диктор телевидения, минимум диджей» – сразу же предупредила я девушку на том конце провода. Девушка сказала, что даже не будет меня регистрировать и брать деньги, потому как такие профессии очень редкие. А вот в агентстве «Centre» с удовольствием согласились устроить меня по моему желанию.

Регистрацию здесь можно выбрать по вкусу. Например, так называемая разовая. Отдаешь 200 тенге, и говоришь, что хочешь устроиться продавцом. Вас сразу же направляют в какой-нибудь магазинчик.  Если по какой-то причине вы не устроились – проблемы ваши. Деньги не вернут.

Второй вид – «бесплатная» регистрация. Агентство пытается вас трудоустроить по заказу, и если ему это удается, то вы обязаны выплатить 20% с первой заработной платы в течение первых десяти дней. Если нет, то за каждый просроченный день на клиента начисляется штраф в 1 процент.  И третий вид – 500 тенге за услугу. Агентство обязуется работать с вами до полного трудоустройства. С первой зарплаты вы также отдадите 20 процентов в течение десяти дней. В случае неуплаты последует штраф.

Итак, менеджер в «Centre” бойко взялась устраивать меня диктором телевидения. Причем, предлагала именно третий вариант оплаты. «Специальность эта редкая, так что лучше работать с вами до полного трудоустройства» - уговаривала она. За кадром оставался тот факт, что если человек находит работу сам, то деньги ему никто не возвращает..

В агентство «Руслан» мы пришли в роли «отчаявшихся и неопытных», согласных на какую угодно работу. Девушка Наташа сообщила, что в  летник «Клеопатра» срочно требуется официантка. Работать  с 10 утра до 11 вечера, оклад 8000 тнг. Предложение было принято немедленно, но сопровождалось просьбой дать еще несколько вакансий «на всякий случай».  «Остальные вакансии я вам покажу только после регистрации, которая обойдется вам в 300 тенге» - вежливо улыбнулась Наташа. Я быстро отсчитала купюры и заполнила анкету. В правилах значилось, что пять вакансий предоставляются бесплатно после регистрации. Если они не устраивают, то за каждую последующую придется платить 20 тнг. Вежливая девушка еле отыскала пять «бесплатных» вакансий. Требовались исключительно официантки, продавщицы и автомойщицы. «Сейчас срочно езжай по этим адресам, если что-то не подойдет, звони -  буду диктовать тебе другие вакансии!» – попрощалась с одной из нас работница агентства.

ВЫБИРАЕМ

Сначала я рванула на автомойку «Мойдодыр». Туда, где мне было обещано 500 тенге в день.  Сюрпризы обнаружились тут же: вместо 500 тенге – 300. Причем первые четыре дня предлагалось работать с 9  утра до 9 вечера за 100 тнг/в день. Это испытательный срок. Если я чем-то не устрою хозяйку, то со мной просто распрощаются. Причем, хозяйка честно заявила, что в основном все отсеиваются после «четырехдневки», так как работа у них сложная. «Угу, лохотрон!» – мысленно отреагировала я и помчалась в «Клеопатру».

Здесь мне пришлось общаться с двумя официантками и барменом. Причем, последний вел себя по-хозяйски. «Очки сними, когда со мной разговариваешь!» – начал он беседу. «А ты что здесь хозяин?» - спросила я. «Нет, просто хочу глаза видеть». Я предоставила ему эту возможность. Увиденное бармена устроило: «Ладно, завтра с 10 утра выходи на работу. Рабочий день до двух ночи, зарплата 300 тенге в день, всего около шести штук в месяц».  Я запинаясь начала объяснять, что в агентстве со мной обговаривали немного другие условия. «Ты что только родилась? Эти агентства только бабки снимают…» – оборвал он мои  возмущения. Оскорбленная до глубины души я набрала номер, который мне оставила Наташа, и потребовала объяснений.  Наташа уверяла, что она не виновата в том, что ей информацию о зарплате и режиме дня дали сами работодатели. Но согласилась продиктовать еще несколько вакансий. Они были даны абсолютно наобум, лишь бы разгневанная клиентка отвязалась. В этом я убедилась, обзвонив все кафе. Во-первых, в анкете я сообщала, что никакого опыта работы у меня нет. В большинстве же кафе и барах требовался опыт работы хотя бы полгода. Зарплата и режим дня по-прежнему не соответствовали той информации, которую я получила в агентстве.

ВЕРНИТЕ НАШИ ДЕНЕЖКИ!

Снова звоню в «Руслан» сообщить, что хотела бы вернуть свои деньги. И слышу категорическое «Нет». Иду к директору, захватив с собой коллегу, выполняющего роль юриста. Директор Марина Владимировна, энергичная молодая женщина, объяснила, что есть у нас такие фирмы, которые просто кидают своих работников. На деле получалось, что наши агентства заведомо посылают людей в такие фирмы, где просто не платят за отработанные дни. «А что я могу сделать, если наш клиент даже не заключил трудовое соглашение с работодателем?» - улыбалась нам Марина Владимировна. «А если заключает, и его кидают, вы будете отстаивать его интересы в суде?» - интересовался «мой юрист». «Нет, что вы!» – несколько даже  испуганно отреагировала директор.

Забавная вырисовывалась ситуация. Во-первых, платить деньги клиент вынужден, чтобы просто ознакомиться со списком вакансий. А вдруг, что-то и подойдет. Во-вторых, клиент едет в те фирмы, где по информации агентства, условия его устраивают. На деле же его нагло обманывают. В-третьих, агентство не несет никакой ответственности ни за ложную информацию, ни за откровенное «кидалово» клиента со стороны работодателя. Чем же тогда вообще могут помочь наши агентства в поиске работы, если они фактически ничем не связаны с работодателем. За что пришлось заплатить триста тенге, тоже непонятно. «За предоставление вакансий» – объясняли во всех агентствах. А откуда вакансии берутся?

.

КАК ЭТО ДЕЛАЮТ

Всю схему работы наших агентств или, будем осторожны в выборе слов, НЕКОТОРЫХ наших агентств,  объяснила нам Асель Табергенова, две недели отработавшая в одном из них.

- База данных о специалистах, которая есть в агентстве, создается элементарно. Директор читает «бегущую строку» на «Алау», просматривает страницы «Шанса» и записывает вакансии. Затем обзванивает своих девушек и «пополняет их базу» новыми специальностями. Работодатели сами обращаются в агентства редко, так как обычно тоже недовольны тем, кого к ним направляют. Трудоустраивая на некоторые предприятия, сами же менеджеры агентства предупреждают клиента: «Лучше не говорите, что из агентства, так проще».

Еще время от времени агентства выкидывают такую фишку. Дают объявление, что им срочно требуется менеджер. На эту удочку попадается масса народу. По словам Асель, когда она там работала, на собеседование пришло около 26 человек. Со всех взяли по 300 тенге за участие в «конкурсном отборе». В итоге остается только один.  И тот должен стажироваться в течение двух недель бесплатно. Тут тоже все предусмотрено. По закону, стажировка не оплачивается, в отличие от испытательного срока. Итак, новоиспеченный «менеджер» отрабатывает свои две недели, и ему коротко говорят: «Вы нам не подходите». Такой «лохотрон» устраивается довольно часто.

Основная же задача менеджеров агентств, сидящих на телефоне, - «приболтать» клиента прийти в агентство и уговорить его заплатить деньги. Девушки в агентстве как бы соревнуются между собой в количестве клиентов. Хорошим результатом считается 6-7 человек, зарегистрировавшихся за день.

P.S. Даже поверхностный анализ работы существующих агентств по трудоустройству показал полное отсутствие их заинтересованности в трудоустройстве соискателей. Купив лицензии на данный вид деятельности, фактически они просто занимаются сбором денег, а работу соискатели в итоге все равно ищут сами. О правовом аспекте дела мы, видимо, будем говорить отдельно. Полученные нами в результате данные и документы проходят сейчас юридическую экспертизу, о результате которой мы расскажем вам  в следующем номере «НГ».

Что касается актуальности темы – мы убедились в этом еще накануне выхода газеты. Редакцию навестила директор одного из агентств по трудоустройству, которая  прочла анонс в свежем номере «Твоего Шанса» и была  абсолютно уверена, что «про это не надо писать», потому что «выйдет одна клевета», а  агентства  и так «сплошь убыточные». И вообще, агентство нашей посетительницы практически уже опровержение готовит, не видя материала еще даже в первом приближении. Вот уж точно, кое на ком шапка горит!

Ольга ЛИХОГРАЙ

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

РЕШИМ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ВЕК РАБОТЫ НЕ ВИДАТЬ
Как найти работу, не посещая с заунывной методичностью приемные всех фирм

ПРОБЛЕМУ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ РЕШАТЬ…
Как раз сейчас я занята поисками официантов.