[an error occurred while processing this directive]
СОРОК БАЛЛОВ, КОНЕЧНО, - ПОРОГ. НО ПЕРЕШАГНУТЬ МОЖНО
В нынешнем году Министерство образования и науки Республики Казахстан наложило запрет на прием в вузы абитуриентов, набравших по итогам тестирования менее 40 баллов - минимального порогового уровня, соответствующего оценке «очень плохо». В прошлом году для абитуриентов с низкими результатами оставался шанс быть зачисленными в частные учебные заведения. Нынешнее поколение абитуры такой привилегии лишили. Во имя качества высшего образования – пояснило министерство.
Насколько четко восприняли установку министерства местные вузы, и в самом ли деле не дотянувший до сорока баллов абитуриент обречен остаться за бортом высшего образования - получить ответы на эти вопросы мы решили в ходе эксперимента.
В нынешнем году 28 процентов абитуриентов не преодолели пороговый уровень на вступительных экзаменах. В прошлом году на комплексном тестировании 29 процентов абитуриентов набрали менее 40 баллов. У нас в области отсев составил в среднем 20-23% от общего числа прошедших тестирование.
Региональная приемная комиссия на базе КГУ им. А.Байтурсынова. В просторном зале практически у каждого стола будущие студенты и те, кому, по крайней мере в этом году, ими стать не суждено. Представители факультетов разъясняют правила оформления документов, говорят об условиях договора на обучение. Каждому выдается сертификат с количеством набранных баллов. Эти до гранта и кредита не дотянули. Зато набрали больше сорока. Кто-то из них еще озадачен выбором: вуза, факультета, специальности. Грантникам и кредитникам вручают сертификаты (они вдвое более размером) организованно, в торжественной обстановке, всем сразу.
Совсем иные мысли у тех, кто расписался в журнале о получении официальной бумаги, с пометкой «зачислению в вуз не подлежит». Некоторые из них безропотно отходят к соседним столикам, за которыми принимают колледжи.
Максим Попович с отцом приехали за сертификатом из поселка Октябрьский Карасуского района. У парня 36 баллов. «Совсем немного не дотянул, – робко улыбается Сергей. - Ничего не поделаешь. Начну с колледжа, а там придет время - в вузе продолжу».
«В колледж? Да ни за что! На заочку тоже не хочу. Деньги есть. Куда-нибудь устроюсь. А там переведусь, куда собирался», - подбадривая сам себя, заверяет нас Нурлан. «А я работать пойду, на СТО. А там - поживем увидим, может и не нужно это высшее образование. Честно говоря, только из-за родителей поступал», – признается Андрей Колесников, демонстрируя свои 28 баллов. «Ерунда какая-то, учиться хочу, заплатить могу, а нельзя… - возмущается Жанара Ибраева. - Тесты просто дебильные!»
От негодования и обид большей части «отсева», иногда смешанных с демонстративным равнодушием, становится не по себе. Самое время позвонить в министерство. «Подготовка специалистов из малограмотных абитуриентов не соответствует интересам государства, - сказала Жанара Усибекова, пресс-секретарь Минобразования. - Сорокабалльный порог должен повлиять на качество образования. Это решение позволит также перераспределить поток абитуриентов на продолжение учебы в колледжи, где им будет предоставлена возможность получить среднее специальное образование. Количество специалистов, выпускаемых профессионально-техническими школами и лицеями, за последние 10 лет сократилось на 61%, что затрудняет восполнение квалифицированных кадров среднего звена и рабочих профессий. Мы построили систему платного образования, которая зависит не от способностей человека к обучению, а лишь от того, есть ли у него несколько сотен долларов в год или нет. Поэтому-то у некоторых стран вызывает серьезные сомнения качество наших дипломов. Сорокабалльный порог - механизм приема на платной основе, который создан учитывать не платежеспособность абитуриента, а его знания и способности. Министерство будет отслеживать исполнение этого правила. В случае нарушения пострадает прежде всего нелегальный студент, будут применены меры и к вузу-нарушителю. Нарушение будет расцениваться как административное, и будет пресекаться, вплоть до лишения лицензии».
Впрочем, обо всем этом вузы были предупреждены еще до начала тестирования. И вот – сертификаты вручены. В частных вузах – самая жатва. А у нас – острое желание выяснить, польстятся на отверженных бедолаг в частных вузах или нет.
Беремся за телефон, подключаем к аппарату диктофон.
- Приемная комиссия КГУ, здравствуйте.
- У меня проблема, - искренне стараемся примерить ситуацию на себя, - у сына 39 баллов. Хотел на эконом поступить. Очень переживает. Хочет учиться. Может быть, что-то можно сделать?
Мужской голос в трубке непреклонен: «Сожалею, но таковы правила. Можете попробовать на заочное или в колледж. Если нет – придется подождать до следующего года».
Ждать до следующего года не представляется возможным. Жмем на кнопки дальше. Приемная Костанайского инженерно-экономического университета.
- Я набрал 38 баллов, у вас на очное отделение можно поступить?
- Подходите, подумаем. Но прежде определитесь, на какую специальность хотите поступить.
- А на какие у вас можно с этими баллами?
- Агротехсервис, технология мяса и молока, технология зерна. Подойдете, спросите меня.
- А вот друг набрал 25 баллов, тоже хочет на очное поступать…
- С другом и надо отдельно разговаривать. Пусть тоже подходит.
Так значит шанс все-таки есть…
В КИПМО, Социальной ака-демии на слезные просьбы зачислить на очное отделение с 38, 26, и даже 18 баллами отвечали одинаково: «С таким результатом мы можем вас зачислить только на заочное отделение». Правда, упоминали о возможной перспективе перевода после первого семестра на очное отделение. Также предлагался колледж. И там, и там разъяснили выгоду поступления таким образом. Два года в колледже куда дешевле, оттуда сразу на третий курс в вуз.
Обещали также с этими баллами без повторного тестирования на заочное зачислить, и разъяснили, что учиться можно вместе с очниками, только сессию сдавать придется как заочному студенту. А там - перевод на очное и - все.
В коридоре одного из частных вузов мы встретились с Сергеем Шияном, он вместе с сестрой приехал из Приозерного по совету знакомых: «Говорят, что берут на очное. Опасаюсь, конечно. А что делать. Тесты были трудные. Я школу с тремя тройками закончил. Учиться хочу. Несправедливо так сразу запрещать учиться. Пусть дадут поучиться, а потом, если не смогу, отчисляют».
Лично у нас сложилось впечатление, что попробовать дадут, во всяком случае, в ряде частных вузов. Были бы денежки.
Ксения БАРАБАНОВА
[an error occurred while processing this directive]