[an error occurred while processing this directive]
ПИР ВАРВАРОВ
Услышав имя «Лужков» потомки спросят: «Это тот, кто построил копию храма ХIХ века и сломал подлинный шедевр века ХХ?». Мэр столицы уже принялся за разрушение гостиницы «Москва» - памятника советской мечты 1930-х годов.
Столичная власть отвергла все аргументы искусствоведов и защитников советского архитектурного наследия из Москомархитектуры и вынесла вердикт - «памятником не считать». Между тем, в любой хрестоматии для архитектурных вузов в качестве примера стиля ар-деко приводится в первых строках именно гостиница «Москва», которую создавали как «новое чудо света».
Да, таблички на фасаде гостиницы, которая бы говорила, что это памятник архитектуры, вы не найдете. Известно, что эти таблички без ведома городской власти не появляются. Не нужна - не висит. Но после того, как вы оказываетесь внутри гостиницы, всякие сомнения относительно ее архитектурной ценности исчезают.
Колонны ресторана на 1172 места отделаны снизу доверху ярко-зеленым малахитом и темно-синим лазуритом. Ровный, ладный паркет ресторана сохранился полностью, до сих пор пахнет дубом. С потолка глядят громадные люстры, окантованные темно-синим стеклом.
Еще один зал. Стены - сплошной мрамор. Бледно-розовый, кремовый. Паркет, как и везде, дубовый. В каждом помещении, коридоре он имеет свой рисунок кладки. На потолке в квадратных рамах изображены символы архитектурных завоеваний 30-х: здание Совета Народных Комиссаров (Госдума), павильон СССР на выставке в Париже 1937 года, улица Горького с памятником Советской Конституции, шлюз канала Москва-Волга, театр Красной армии, станции метро «Кропоткинская» и «Арбатская», Крымский мост и... сама гостиница «Москва».
Представитель фирмы «Хьюго Босс», проводивший здесь весной свое дефиле, долго ходил и любовался, говорил: «Большой стиль, большой стиль…» Культурным иностранцам после холодных, бездушных интерьеров «Мариотта», «Хилтона», «Холидэй Инна» наша «Москва» кажется райским уголком. Кстати: инвестиционный проект правительство Лужкова отдало американской «Декорум корпорейшн», которая никаких гарантий по сохранению внутренних богатств гостиницы, ее интерьеров и бесценной отделки не давала. Речь шла только о сохранении «силуэта» гостиницы. Ох, и поживится же кто-то на продаже «внутренностей» «Москвы»!
Лестница до четвертого этажа из мрамора. Ее перевезли сюда из старого Храма Христа Спасителя, перед тем как его сломать.
8-й этаж. Номер полулюкс. В каждом таком номере стоял рояль, висели картины-подлинники, как и в вестибюле каждого этажа.
Ничего с 30-х годов тут не менялось, никаких капиталовложений в гостиницу не делалось. Но и в таком виде она величественна: дубовые двери, тяжелые медные ручки, мраморная отделка внутри номеров, двойные входы в ванные комнаты люксов и полулюксов: из холла и из спальни.
Да что там гостиница! Фактически в том же здании находится гастроном «Охотный ряд». Там люстры словно бусы из хрустальных капель, тонко расписанные золотом стены. Разве такое в цивилизованном обществе подлежит уничтожению? Европейцы такие архитектурные жемчужины реставрируют и показывают за деньги туристам. Лужков же - ломает. И отдает американским «варягам».
Вице-премьер правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе утверждал, что гостиница строилась из шлакобетона и опасно такую рухлядь держать в центре столицы. С реальным опровержением этих слов столкнулись рабочие. Им было дано по два дня на разборку каждого этажа. С пятнадцатым этажом и открытым рестораном гастарбайтеры-таджики уже бьются две недели. Дубовый паркет, со времен Сталина пролежавший, вынуждены отбойными молотками дробить. На 15-м этаже мы увидели, какой это «шлакобетон». Это самый настоящий железобетон. Даже перегородки номеров ломают с трудом.
«Москва» стоит на «золотой» земле у самого Кремля. Вид первоклассный: Красная площадь и даже Кремль. Поэтому Лужкову выгоднее сломать «Москву», отдать иностранному инвестору эту землю, создать с ним совместное АО «ДекМос», посадить туда своих чиновников и стричь купоны.
В центре Москвы творится казнь. Публичная. Казнят нашу культуру, нашу гордость. Ради западных стандартов комфорта стирают целую эпоху.
Антон ВОТРЕЧЕВ
Pravda.ru
[an error occurred while processing this directive]