РУБРИКИ
|
|
ИНФОРМАЦИЯ
|
|
РЕКЛАМА |
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005
|
|
На линии |
[an error occurred while processing this directive]
ЖУРНАЛИСТОВ ПОСТАВЯТ ПОД КОНТРОЛЬ?
О законе, по которому будем выбирать новый парламент
12 июля на съезде партии “Отан” определены кандидаты в местные органы представительной власти. 16 июля своих кандидатов в маслихаты назвали представители Аграрной партии. Выборная кампания за места в мажилисе началась. Именно так можно трактовать начавшееся выдвижение кандидатов в маслихаты всех уровней. Назначенные на 20 сентября этого года выборы в маслихаты пройдут по действующему законодательству. А вот предстоящие в 2004 году выборы в Парламент будут, очевидно, проходить по новому закону. Во всяком случае, власти настроены на это.
Опубликованный 4 июля проект Конституционного закона “О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан “О выборах в Республике Казахстан”, по словам председателя Центризбиркома Загипы Балиевой, учитывает все замечания, сделанные экспертами ОБСЕ за время обсуждения всех нарушений во время выборов в Парламент в 1999 году. Нельзя не отметить, что власти на деле самым серьезным образом отнеслись к тем предложениям, которые были озвучены как международными правозащитными организациями, так и политическими партиями в республике. Большинство замечаний были учтены и внесены в проект, предложенный правительством для всенародного обсуждения. Однако уже сейчас многие эксперты опасаются того, что закон примут либо впритык к выборам в Парламент (что резко ограничит время для применения положения нового закона), либо без учета тех принципиальных поправок, которые предлагают политические партии. А то, что это возможно, можно судить по тому, что на всенародное обсуждение законопроекта отводится всего месяц. Проект закона опубликован в “Казахстанской правде” 4 июля, а обсуждение, как заявила г-жа Балиева, заканчивается 4 августа. Время, скажем прямо, не самое удачное для всенародного обсуждения. Селяне заняты борьбой за урожай, горожане – в летних отпусках. Естественно, что при таких ограниченных сроках ни одна партия не сумеет провести свои поправки, кроме “Отана”. Кстати, большинство поправок, внесенных в опубликованный проект, предложено именно отановцами. Например, норма о предоставлении политическим партиям права отзыва и досрочного прекращения полномочий депутатов, избранных по партийным спискам, в случае исключения их из партии. Не без помощи “Отана” исключена норма, согласно которой политические партии вправе были включать в партийные списки лиц, не являющихся членами этой политической партии. В новом законе будет закреплена норма, обязывающая политические партии включать в списки только тех, кто является членом данной партии. В проекте имеется пункт, позволяющий политическим партиям создавать избирательные блоки. Несмотря на это, когда закон будет принят, придется всем сочувствующим из числа представителей НПО, организаций ветеранов войны и труда, профсоюзов вступать в ту или иную партию для того, чтобы получить право быть включенным в партийные списки на выборах.
Нововведений в проекте Конституционного закона “О выборах в РК” немало. Например, предлагается, чтобы избирательные комиссии всех уровней формировались маслихатами всех уровней. А если учесть, что выборы в маслихаты проходят этой осенью по старому законодательству, то можно представить себе, сколько сторонников правящей партии, к примеру, будет в них. Недаром “Отан” на своем очередном съезде 12 июля с.г. выдвинул 2 577 кандидатур в маслихаты всех уровней, что составит 77,6% всего депутатского корпуса местных представительных органов. В то же время предоставление маслихатам права формировать избирательные комиссии, по мнению многих аналитиков, является шагом вперед в достижении дальнейшей демократизации избирательного процесса. А участие в избирательных комиссиях по одному представителю от каждой политической партии послужит, как считают политики, большей открытости и прозрачности выборов.
В законопроекте отмечено, что председатель избирательной комиссии обязан создать условия для работы наблюдателей. Немаловажно, что наблюдатели теперь смогут присутствовать на избирательных участках с момента их открытия и до окончательного подсчета голосов. Но нигде не сказано о том, каким должно быть расстояние от избирательных урн и стола членов избирательных комиссий и места, где будут находиться наблюдатели. Между тем, как отмечает большинство экспертов, это весьма актуально, поскольку чаще всего наблюдателей устраивают так, чтобы им не было видно, как идет подсчет голосов при подведении итогов голосования.
В проекте закона есть норма, отменяющая предельное число доверенных лиц кандидатов. Раньше оно ограничивалось 3-7 лицами, а теперь кандидат сам определяет, сколько человек ему понадобится в качестве доверенных лиц.
И самое главное. Отныне право выдвижения кандидатов в представительные органы государственной власти принадлежит политическим партиям. Но институт самовыдвижения сохраняется, правда, самовыдвиженцам придется нелегко, ведь политические партии будут бороться за каждый депутатский мандат. При этом финансовый взнос, который обязателен перед выборами, уменьшен. Скорее всего, он составит 20 минимальных зарплат. Взнос будет возвращен, если кандидат наберет 5% голосов, хотя и не выиграет.
В новом проекте предусмотрены нормы, которые можно назвать более демократичными. Имеется в виду отмена положения, при котором к выборам не допускались лица, подвергшиеся административным наказаниям. А вот положения, касающиеся деятельности СМИ, вызывают недоумение. Создается впечатление, что журналистов вновь пытаются построить, хотя при этом говорится якобы всего лишь о предоставлении равного доступа к СМИ всех кандидатов. Например, регламентируется очередность выступления в СМИ кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список. Или все СМИ без исключения обязаны опубликовать расценки на публикацию или выступления по радио и телевидению кандидатов. Меж тем, последнее относится к коммерческой стороне медиа-структур и подобную регламентацию можно считать вмешательством в деятельность частных структур.
Еще одним образчиком демократии служит следующий пассаж из законопроекта: “Запрещается журналистам прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении, по радио и в печатных изданиях”. Если прерывать действительно недопустимо, то как понять запрет комментировать выступления кандидатов?! Кандидат для того и выступает, чтобы его позицию могли комментировать. И право журналиста не только самому прокомментировать то или иное выступление, но и донести до широкой общественности мнение аналитиков, экспертов по заявленным позициям кандидатов. Странно, что до настоящего времени ни СМИ, ни политические партии не обратили внимание на столь жесткую регламентацию деятельности СМИ во время избирательной кампании. Насколько подобная норма соотносится с принципами демократии и гласности, можно только гадать. Однако в случае принятия закона в этой редакции потребуется вносить изменения и в действующий закон о СМИ, да и, наверное, в другие законы.
Айгуль ОМАРОВА
Navi.kz
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|