На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 27 (66)
3 июля 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
На линии
Политэкономика
Наш бизнес
Спецназ
36,6 С
ПМЖ
Абонентский ящик
Поиск
Спорт
Магазин
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

ПМЖ  
[an error occurred while processing this directive]

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КОСТАНАЯ НА САХАЛИН

Почему в железнодорожном переезде от Костаная до Сахалина до сих пор котируются старые пятнадцатикопеечные монеты советского образца? Почему на стоянке в Комсомольске-на-Амуре лучше не покидать вагон, а в Хабаровске, наоборот, необходимо выйти из поезда как можно скорее? И, наконец, сколько придется заплатить в кассах за весь этот путь?
О существовании первых двух вопросов я даже не догадывался, когда в Костанае заказывал по телефону микроавтобус для поездки до Челябинска – первой вокзальной точки на пути в Хабаровск. Далее следовала пересадка на поезд до Ванинского порта, а уже из порта, морем, - до Сахалина. Этот путь занимает в общей сложности от семи до девяти дней. За это время можно увидеть около 10 крупных городов, несколько судоходных рек, одно озеро Байкал, два морских порта и, наконец, Татарский пролив. Стоит весь этот сервис, в пересчете на американскую валюту – примерно сто долларов, если ехать плацкартой. Затем предстоит плыть, находясь в каютах не экстракласса. Если же ехать в купе – прибавьте еще долларов шестьдесят. Причем это – только в один конец.

Костанай-Челябинск: Пересадка первая... из пяти

Путь этот известен многим: степь, дорожные колдобины и погранично-таможенные сложности.
Челябинск поражает изменениями, которые произошли, по крайней мере, на привокзальной площади –там перелицевали железнодорожный вокзал, одели его в современное зеркальное стекло, перенесли автовокзал, автобусные кассы и стоянки. Даже если вы бывали в этом городе, скажем, в прошлом году, то уже с трудом найдете место, где можно купить билет на междугородний автобус. Теперь оно находится внутри нового торгового комплекса, который вырос на привокзальной площади.

Челябинск –Хабаровск: велика Россия, а отступать некуда

Ландшафты и здесь не слишком разнообразны: до Омска вдоль железной дороги продолжается березово-степная равнина, далее она постепенно перерастает в холмы, холмы – в сопки, которые в районе Байкала опять сглаживаются. И никакой дремучей тайги.Только в районе Красноярска хвойные «заплатки» превращаются буквально в покрывающие горы лесные «одеяла».
До Красноярского края места густозаселенные – станции за окнами поезда так и мелькают. Далее начинаются поселения все больше бревенчато-деревянные. Но спутниковые тарелки на сельских трехэтажках торчат густо – видимо, чтоб народ не чувствовал себя слишком уж отрезанным от цивилизации.
Степень продвижения вглубь легко определяется по ценам на хлеб. Чем дальше на восток, тем дороже этот продукт на железнодорожных станциях. Если в Челябинске буханка стоит около шести российских рублей, в Чите – восемь, то в Хабаровске – уже десять. Зато вареную картошку, соленые огурцы, вареники и прочие нехитрые продукты на полустанках продают по 15-20 рублей за довольно-таки внушительную порцию, причем абсолютно везде. Исключение составляет только Петропавловск – здесь казахстанские граждане носят по поезду китайскую аудио-видеотехнику, велосипеды и… водку «Made in Kazakhstan».
Интереса ради спросил у одного такого торговца, сколько он хотел бы получить за китайский автомобильный телевизор. Тот ответил: «Тысячу рублей. Можно поторговаться». Торгуйся - не торгуйся, но я-то знаю, что в костанайском ЦУМе такой же агрегат продают рублей за двести (988 тенге)! А в России такую «телетехнику» дешевле, чем за 1300-1500 рублей и не купишь.
Самый уникальный поездной товар предлагают, пожалуй, в районе Байкала. Это байкальская рыба – омуль. Копченого омуля по 15-25 рублей за 20-сантиметровую рыбину несколько часов подряд, пока состав едет по берегу самого большого в мире озера, разносят по поезду местные жители. Причем дороже всего омуль стоит почему-то на самой «главной» байкальской станции, которая называется Слюдянка.
Кстати, никаких особых красот в Прибайкалье из окна не наблюдается, видны только ленивый серый прибой, березовые рощи на холмах, ржавая узкоколейка вдоль береговой кромки и рыбацкие деревни с заброшенными по окраинам домами. Далее, в районе Читы, поезд больше суток едет как бы в тумане – это дым от лесных пожаров. Говорят, так бывает каждое лето. И богата же матушка-Россия на леса. Все еще находится, чему гореть!
На протяжении всего этого пути по вагонам время от времени прохаживаются милиционеры, проверяя документы (и миграционные карты) граждан неславянской внешности. Некоторых уводят куда-то с собой, но, правда, быстро отпускают.
Под Читой мы проезжали станцию «Петровский завод». Это те дикие места, куда были сосланы в свое время декабристы. На вокзальной стене даже барельеф им установлен. Только тут и понял, что живу на своем Сахалине в 2 раза дальше, чем когда-то они...

Хабаровск – Ванинский порт: реанимация советских монет

Так почему же в Хабаровске нужно быстрее покинуть вагон? Ответ прост: до отправления другого вашего поезда – «Хабаровск - Советская Гавань» (прямого сообщения от Челябинска до Ванино нет) - еще семь-десять часов, вам придется ночевать на вокзале. А в привокзальной гостинице мест мало, хотя одно стоит около восьмидесяти рублей. Не успеешь - проведешь ночь среди бомжей и прочих люмпенов на одном из самых криминальных вокзалов Дальнего Востока. Кстати, билетов на ванинские поезда может не быть сутками (очень популярный маршрут, особенно летом), поэтому об их приобретении желательно позаботиться заранее (в России разрешается предварительная продажа билетов по любым направлениям за 40 дней).
Переночевав в комнате в духоте и с тараканами, следуете до станции Ванино. Этот путь поезд одолевает за сутки, причем в Комсомольске-на-Амуре (заросший тополями город, который местные называют Комса) он стоит около двух часов.
Считается, что здесь нельзя оставлять купе без присмотра, так как именно на этой стоянке орудуют банды поездных воров. Не заметил, но и от чемоданов не отходил все 120 минут.
А затем началась дорога, построенная, как говорят, еще заключенными сталинских лагерей – одноколейная, высокогорная, в дремучей тайге. Многие из станций здесь состоят лишь из нескольких обшитых досками домиков. Впрочем, сами станционные «офисы» сложены из кирпича, снабжены железными дверьми, а ставни на их окнах – из листового железа.
Если вы думаете, что Ванино – это крупный портовый город, то ошибаетесь. Это райцентр, в котором всего лишь несколько улиц и очень много силикатно-кирпичных пятиэтажек общажного типа. Многие из улиц даже не имеют названия: «Первая линия», «Вторая линия», «Третья линия»… Ядовито-зеленый одноэтажный вокзал (железнодорожный и морской одновременно) райцентровского типа с одной-единственной кассой… Зато на идущей в гору привокзальной дороге – один за другим – два маяка. Один (тот, что расположен повыше) не гаснет даже днем. Еще в Ванино - вечная сырость и пронизывающие морские ветры…
Кстати, именно на тамошнем вокзале установлены автоматические камеры хранения, которые запираются с помощью советских 15-копеечных монет. Их вместо жетонов продают по 30 рублей у дежурной. Если же вы привезли с собой «старые запасы», то никто не помешает ими воспользоваться. А теперь опять немного дегтя: морской паром через Татарский пролив движется вне всяких расписаний, поэтому, ожидая его, вы можете провести в райцентре Ванино больше суток и тысячу раз рассмотреть все несколько местных достопримечательностей…

Ванино-Холмск: от материка к островам

Морской паром – это огромное целиком сделанное из металла судно, борт которого выше двухэтажного дома. Даже палуба сделана из сваренных листов железа. В трюмы этого судна целиком загоняют железнодорожные вагоны, КАМАЗы с грузом, легковые автомашины. Для этого вся задняя стенка парома открывается наподобие грузового люка самолета. Дверь для пассажиров находится почти на уровне воды в носовой части. После посадки дверь… наглухо заклепывают дюжие матросы.
При посадке проверяют билеты и паспорта (в Холмске встречают точно так же – паспортным контролем) и еще раз штрафуют иностранцев, у кого миграционные карты не в порядке. На пароме (все они – практически близнецы, называются «Сахалин – 1, 2, 3… 8») приветливые бортпроводницы указывают, где ваша каюта, и предлагают напрокат настольные игры и – бесплатно –кипяток.
Кстати, все признаки морской болезни побеждаются либо специальными таблетками, либо… небольшой дозой горячительных напитков. Знающие люди настоятельно рекомендуют поддерживать себя в легком градусе на всем протяжении пути.
В порту один из «паромщиков» при помощи кувалды отрывает пассажирский люк. Паспортный контроль. Город, разбросанный по склонам сопок. Дальше на восток – только океан, перевязанный узкой ленточкой Курил.

В.Колнобрыцкий,
Костанай - Южно-Сахалинск

версия для печати  
отправить статью по e-mail  


[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КОСТАНАЯ НА САХАЛИН
Почему в железнодорожном переезде от Костаная до Сахалина до сих пор котируются старые пятнадцатикопеечные монеты советского образца?