[an error occurred while processing this directive]
«ПРОИЗВОДСТВО – ЭТО НЕВЫГОДНО»
Несколько месяцев назад в Житикаре возобновил работу завод по производству вентилей. До этого завод
простоял без работы три года. Сегодня это единственное в Казахстане предприятие, выпускающее подобную
продукцию. Однако для того чтобы завод «встал на ноги» и начал приносить прибыль, потребуется не менее
трех лет. О том, что сегодня мешает предпринимателям «взращивать» свой бизнес и почему производство зачастую
бывает невыгодным – в нашей рубрике «Свое дело».
СНАЧАЛА
Кооператив под названием «Современник» появился в Джетыгаре в 1989 году. Небольшая группа товарищей
решила отладить производство простых и необходимых человечеству вещей – вентилей-задвижек на водопроводные
краны. Закупили оборудование, запаслись сырьем и приступили к работе. Спрос на продукцию появился моментально:
в месяц уходило до 50 тысяч вентилей, которые отправлялись в Тюмень, Нижневартовск, Челябинск. На производстве
было занято более ста человек. Но во время перестройки завод сильно «сдал». Да так, что в 1999 году предприятие
прекратило существование, оставив после себя огромную сумму задолженностей по зарплате и остановившиеся
станки.
В 2002 году АОЗТ «АМС» было признано банкротом и продано с торгов за пять с половиной миллионов тенге.
Новый хозяин – ТОО «Литмашкомлекс» решил не избавляться от заржавевшего оборудования по бросовой цене,
а возобновить производство.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Почти все станки пришлось «возвращать к жизни» посредством ремонта, установки новых запчастей, более
современных станков. На это ушло несколько месяцев. Собрать квалифицированный персонал было не сложно:
на завод вернулись многие бывшие работники. «Здесь довольно дешевая рабочая сила, - говорит директор завода
Сапархан Хакимов. – И люди терпимые, ведь сначала зарплату задерживали на три месяца».
Сегодня на заводе работают плавильный, токарный и участок сборки, в производстве занято около тридцати
человек. Объем производства – пять-семь тысяч вентилей в месяц. Основным сырьем является лом цветмета,
но, например, латунь для некоторых частей приходится закупать в России.
Отпускная цена отечественного вентиля – от 185 до 235 тенге. Качество, как утверждает Сапархан Хакимов,
ничем не отличается от российского аналога, который стоит в среднем на 50 тенге дороже. Однако со сбытом
на заводе возникли серьезные проблемы.
ПРЕГРАДЫ
«Почему-то наш покупатель привык относиться к отечественной продукции с опаской. Мы ездим по организациям,
доказываем, что наши вентили ничуть не хуже, стоят дешевле, и все-таки нам отказывают. Случается и так,
что поставка уже кем-то «занята», причем так основательно, что нам тихо советуют «не лезть». Более низкая
цена для таких фирм – не аргумент, – говорит Сапархан Хакимов. - Пять тысяч вентилей в месяц – объем небольшой,
мы реализуем его в основном по области, недавно отправили партию в Алматы. И все же выход на рынок – процесс
не из легких. Нет доверия к отечественной продукции».
По словам Сапархана Хакимова, непросто стоит вопрос о налогах: «Мы платим по полной программе, а это неподъемно.
Как можно сравнивать большое стабильное предприятие с развивающимся заводиком? Ведь президент обозначил
приоритетные направления в бизнесе, и среди них – программа создания продукции импортозамещения. Это как
раз то, чем мы занимаемся и в чем есть перспектива. Но реально никаких «скидок» от государства нет. По
моим подсчетам, завод начнет приносить прибыль не ранее чем через три года. За это время, думаю, получится
завоевать рынок и прочно «встать на ноги».
Анна ПОЛЬСКАЯ