На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 16 (55)
17 апреля 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ: "Я ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ ВРЕМЕНИ, И ВОТ ОНО НАСТАЛО"

Послание народу Казахстана, с которым Президент Назарбаев выступил 4 апреля на заседании Парламента РК, не осталось незамеченным. Внимание казахстанцев привлекли, прежде всего, конкретные обещания главы государства, направленные на повышение уровня жизни людей и совершенствование налоговой политики в ближайшие полтора года. Зарубежные аналитики особое внимание обратили на предполагаемую «модернизацию» политической системы нашей страны. Действительно, все это присутствует в Послании, и первое желание, которое возникает после ознакомления с этим документом, это сказать: «Наконец­то!» Однако, проходит какое­то время, и эйфория проходит. И тогда возникают вопросы.

ИГРА В ПРЯТКИ?

Прежде всего обращает на себя внимание заявление главы государства о том, что "уже сегодня видно, что государственный бюджет в этом году будет перевыполнен… Поэтому есть необходимость уточнить бюджет уже в мае текущего года" (здесь и далее цитаты из текста Послания Президента Н. Назарбаева народу Казахстана, опубликованного на сайте агентства Казахинформ - авт.).
Помнится, что в октябре­ноябре прошлого года некоторые депутаты Парламента пытались убедить правительство в том, что по их расчетам доходная часть государственного бюджета на 2002 год будет перевыполнена, и эту "добавку" необходимо направить на социальные нужды населения. Говорили они и о явной занижености планируемых доходов в бюджете 2003 года. Парламентарии считали, что для реализации всех их предложений нужно найти около 100 млрд. тенге. Правительство доказывало ­ оснований для пересмотра их расчетов нет. Однако проходит всего 3 месяца, и глава государства уже прогнозирует перевыполнение госбюджета текущего года и дает задание правительству в ближайшие полтора года направить на социальные нужды 120 млрд. тенге.
Что изменилось за январь­март, чтобы так смело прогнозировать итоги текущего года? Война в Ираке? Но ее ожидаемый итог, скорее, не в пользу казахстанской экономики, питающей такие надежды на доходы от экспорта нефти. Или все дело в плохом расчете бюджета 2003 года? Однако его составляли как никогда тщательно, начав прорабатывать еще в феврале прошлого года. Или все дело в том, что в январе т. г. поступления в государственную казну в 3 раза превысили запланированную сумму? Так ведь и это все было подконтрольно правительству. Как сообщил журналистам руководитель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Жаксалык Кулекеев, январская прибавка доходов образовалась от "сдержанного сбора" НДС и корпоративного налога в конце прошлого года. По его словам, правительство "в полном объеме не показывало все поступления бюджета и отразило их только в январе 2003 года". Причем общая сумма "сдержанного налога" составила ни много ни мало 40 млрд. тенге.
Сложно сказать, насколько верны выводы г­на Кулекеева (к 40 млрд. мы еще вернемся), но в сочетании с поручением главы государства пересмотреть бюджет т. г. уже в мае все это смотрится как­то странно. Уж не просчитано ли все это заранее? В том смысле, что зачем инициативу по кардинальному улучшению жизненного уровня казахстанцев отдавать депутатам? Ведь у нас, как­никак, республика президентская, и подобного рода идеи должны исходить непосредственно от самого главы государства. Нужно было создать благоприятную обстановку для того, чтобы Президент мог заявить в своем Послании: "… в самые трудные годы я никогда не обещал народу "златых гор" и не делал популистских заявлений, а всегда честно предупреждал, что нас ждут трудности и тяготы реформ, которые лягут на плечи простого народа. Но я убеждал людей в том, что наступит время и жизненный уровень народа будет неуклонно повышаться… Мне выпала честь объявить о крупнейших в новейшей истории повышениях социальных расходов, которые мы начнем уже скоро и которые затронут каждого казахстанца и каждую семью".
При обсуждении проекта бюджета 2003 года предложение о повышении размера минимальной пенсии до 8 тыс. тенге правительство торпедировало главным своим оружием - прогнозированием скачка инфляции, который не только "съест" эту добавку, но и "взбаламутит" всю экономику страны. Тогда парламентариям удалось уговорить министров на прибавку доходной части бюджета лишь на 10 млрд. тенге. Однако уже 2 декабря 2002 года спикер Мажилиса Жармахан Туякбай, выступая на пресс­конференции, заявил, что у правительства есть резерв в 40­50 млрд. тенге, который, по его словам, "стыдливо умалчивается". Потому что все зависит от политической воли. "Если нет политической воли - ни правительство, ни Парламент не в состоянии что­то изменить. Воля на сегодня предложена Президентом. Он сказал: увеличить пенсии до 5 тысяч тенге - на такое количество мы увеличили", ­ сообщил г­н Туякбай.
В конце концов, эти "стыдливо умалчиваемые" 40­50 млрд. всплыли и будут потрачены на те же нужды, что предлагали и парламентарии. Но теперь уже опираясь на ту самую "политическую волю" и вопросов о возможном скачке инфляции никто не задает. Не говорит о нем и автор этой самой "воли". Хотя реальная опасность существует. Мы уже не раз убеждались на практике, как даже небольшая прибавка к пенсиям или зарплате оборачивалась ростом цен. Вполне возможно, что коммунальщики воспользуются предполагаемым "вбросом" на потребление 120 млрд. тенге и начнут "бомбить" антимонопольное ведомство заявками о повышении тарифов. Ведь они во многом сейчас сдерживаются именно низкими доходами потребителей.
Однако все это не значит, что не надо добавлять пенсии и зарплату. Речь идет о мерах по сдерживанию инфляции. Пока правительство для этого главным образом использовало строго дозированное повышение государственных расходов на социальное потребление. Что будет делать оно после "крупнейших в нашей новейшей истории повышениях социальных расходов"? И станет ли оно вообще что­то предпринимать?
Пока Кабинет министров по этому поводу молчит. В отличие от разработок других направлений, указанных в Послании. Речь идет прежде всего об изменениях в налогообложении. Министр финансов Зейнулла Какимжанов уже сообщил, что с 1 января 2004 года социальный налог вместо единой ставки 21% будет применяться дифференцированно. С зарплаты до 13 тыс. тенге будет взиматься 20%, с разницы от 13 тыс. до 35 тыс. - 15%, от 35 тыс. до 175 тыс. - 12%, и т. д. Уменьшаются и ставки подоходного налога с физических лиц: при доходах граждан до 13 тыс. тенге - 5%, с разницы от 13 тыс. до 35 тыс. - 8%, от 35 тыс. до 175 тыс. - 13%, и т. д. По словам министра, совокупная налоговая нагрузка после введения данных изменений, в частности, на зарплату в 100 тыс. тенге, будет составлять около 21,3%, против действующей в 32% в месяц. По его мнению, это создаст условия для легализации выплат высоких зарплат, которые сегодня превышают уровень среднего ее размера по стране. Такие меры, считает г­н Какимжанов, создадут хорошую основу для формирования официального среднего класса, представители которого сейчас получают официальные доходы на семью более 200 тыс. тенге.

АКИМ ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ. ПЕРЕД ПРЕЗИДЕНТОМ

Если говорить о предполагаемой "модернизации" системы управления государством, то при внешней значимости предложенных в Послании мер, ждать кардинальных изменений, очевидно, еще рано. Ибо главные направления, о которых ведется речь, пока только лишь обозначены в общих чертах.
Ключевым из них, скорее всего, является разделение функций государственного управления по вертикали. Судя по тому, что в Послании ни слова не говорится о местном самоуправлении, об увеличении депутатских мандатов в Парламенте по партийным спискам и вообще о расширении полномочий высшего законодательного органа, то "модернизация", скорее всего, будет проводиться в сфере экономического управления, а не политического. Разговоры, которые ведутся в Послании по поводу предполагаемого введения повсеместных выборов поселковых акимов и проведения эксперимента с выборами районных акимов, лишь способ придания видимости политических реформ. Здесь никакой "дальнейшей либерализацией политической системы" (как говорится в Послании) пока не просматривается. А если учесть, что постоянно делаются ссылки то на "развитие гражданского общества с учетом наших реалий", то на опыт "даже развитых цивилизованных стран", у которых "этапы либерализации и децентрализации сменяются резким усилением роли государства и централизацией: все зависит от конкретно­исторических условий и объективности этапов развития", нам ждать реальных политических реформ придется еще очень долго. То, что предлагается сейчас, нельзя назвать даже "ползучей демократизацией".
Не спасает положение и предполагаемые поправки Закона о выборах. Хотя глава государства и заявил, что "основной целью этого закона должна быть прозрачность, открытость и конкурентность избирательных процессов", это еще не означает, что, учитывая "конкретно­историче­ские усло­вия и объективность этапов развития" правительство согласится пойти на поправки, которые делают выборы слишком прозрачными. Иначе ведь оппозиция может так и власть перехватить. В сочетании с назначаемыми акимами областей и городов даже самое совершенное выборное законодательство не предохранит от максимального использования административного ресурса для сохранения контроля над властью со стороны сегодняшней управленческой элиты.
Тогда, спрашивается, для чего нужно разделение управленческих функций? Очевидно, для распределения ответственности за социально­экономическую ситуацию в стране. Центр максимально отдает хозяйственные права регионам, и будьте добры, уважаемые акимы, теперь за все отвечать. Ведь главная работа еще только начинается. То, что глава государства заявил в Послании: "Мы констатируем, что пришли к успеху", есть всего лишь фраза. О реальном успехе можно будет говорить лишь тогда, когда экономика Казахстана заработает не на промышленной базе бывшего советского государства, а на своей собственной основе. После модернизации производства и запуска цивилизованного рынка. Увы, здесь еще масса проблем. И решать их более эффективно смогут только регионы.

ОДИН ВЫХОД - БОЛЬШЕ РОЖАТЬ!

Главный фактор, который станет препятствием для реальной широкой модернизации, это отсутствие необходимого человеческого материала. Именно теперь страна почувствует в полной мере негативные последствия эмиграции тех самых 2 миллионов, отъездом которых никто на государственном уровне своевременно не был озабочен. Лишь сегодня глава государства заявляет: "Нам необходимо серьезно задуматься над восполнением миграционных потерь нашей страны. Это серьезная проблема, от решения которой зависит реализация наших планов". А для этого он поручает правительству разработать программу, которая включила бы "увеличение рождаемости, снижение смертности за счет улучшения здравоохранения, увеличения приема иммигрантов, прежде всего из числа бывших казахстанцев работоспособного возраста". Делается ставка и на дополнительный приезд оралманов, для чего в следующем году удваивается квота и дополнительно выделяется 2 млрд. тенге.
Какие­то положительные результаты эти меры, безусловно, дадут, но проблема гораздо сложнее. И биться над их решением придется в основном местной власти.
Хотя главное обстоятельство им будет все­таки не под силу. Речь идет об общей атмосфере. До тех пор, пока у нас в стране все главные события будут происходить лишь при обязательности на то "политической воли", мы так и будем пребывать в состоянии транзита из одного общества в другое. А что можно ожидать от человека, находящегося в дороге? Занял свою полку в вагоне и жди в тихой дремоте, пока тебя кто­то доставит до места. И хорошо, если в пункте назначения встретят с цветами. А если тебя там никто не ждет?

Евгений ШИБАРШИН

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ: "Я ГОВОРИЛ ОБ ЭТОМ ВРЕМЕНИ, И ВОТ ОНО НАСТАЛО"
Послание народу Казахстана, с которым Президент Назарбаев выступил 4 апреля на заседании Парламента РК, не осталось незамеченным. Внимание казахстанцев привлекли, прежде всего, конкретные обещания главы государства, направленные на повышение уровня жизни людей и совершенствование налоговой политики в ближайшие полтора года.