На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 15 (54)
10 апреля 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД

В Костанайской области добрые полторы сотни школ в течение трех лет выдавали своим ученикам липовые свидетельства о полученном образовании. Точнее, недействительные. Тысячи учеников знать не знают, ведать не ведают, что полученные ими государственные бумаги суть филькины (а вовсе не почетные) грамоты и аттестаты. А знаете, почему? Само существование этих 154 (ста пятидесяти четырех!) школ де юре было незаконным. Почему же стала возможной такая ситуация? Об этом отдельный разговор.

ТАЙНА МАДРИДСКОГО ДВОРА

В принципе, все очень просто. Школы не прошли обязательную, предписанную законом процедуру лицензирования. Следовательно, выданные ими документы юридической силы не имеют. Вот ведь какие чудеса выходят на белый свет в результате глубоких проверок. В Сарыкольском районе из 37 действующих школ на момент прокурорского вмешательства только 17 действовали на законных основаниях. В Костанайском прокурор предписал получить лицензии восемнадцати школам. В Аркалыке из 26 школ все нормально было только в двух!.. А еще, по убеждению тех же прокуроров, в области не соблюдается и гарантированное Конституцией право на бесплатное образование. И получаются, граждане, полные кранты. Особенно, если учесть, что такая ситуация до боли знакома любой области во всем Казахстане.
Впрочем, давайте помнить, что дело блюстителей закона - поймать и приструнить. А вот выяснить, почему да отчего - уже не их забота. Значит, будем разбираться.
­ Что же это, - спрашиваю у начальника административного отдела областного депобразования Талгата Саламатова, ­ за безобразие такое? Как вы допустили и что теперь делать?
­ Ну, что делать… Исправляться. Школам, чтобы лицензию получить, сегодня нужно заплатить сбор в размере 10 месячных расчетных показателей, то есть 8230 тенге.
­ А это проблема?
­ Еще какая! Где взять деньги, если они в бюджете не заложены, а на школьном банковском счету пусто?
­ Лично я знаю, где. За чей счет, вы думаете, оформлены лицензии если не всех, то многих казахстанских школ? За государственный? Ошибаетесь, граждане. Чтобы к школе не цеплялись прокуроры, ученики клянчили денежку у предков.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ХРЕНОВИНЫ

Вы будете смеяться, но государство заявило, что взимание денег со школяров и их родителей на поддержание библиотечного фонда школ, хозяйственные и прочие нужды незаконно. В Министерстве образования 11 марта даже приказ № 1­4­4/354 об этом вышел. Кстати сказать, толковый приказ, нормальным языком написанный, без всяких там канцеляризмов. Министр Ш. Беркимбаева поручает "провести совещания в педагогических коллективах", требует "запретить сборы денег", грозит директорам школ и начальникам департаментов принятием "жестких мер, вплоть до освобождения от занимаемой должности". Это после стольких­то лет требований государства о "беззатратном существовании" учебных заведений! Что, у нас в бюджете вдруг много лишних денег появилось, которые государство срочно направляет на школьные нужды? Вроде нет такого. А знающие люди говорят, и быть не может. Что ж стряслось­то?
А ничего. Просто Минобразованию однажды надоел собственный бледный вид перед законом. Теперь оно хочет иметь здоровый цвет лица и честное выражение глаз. И пытается этого добиться весьма лукавым способом. Сегодня школьные администрации озадачены негласной директивой: они придумывают новую схему отъема денег у своего контингента. В приказе же ясно сказано: "Запретить сбор денег с родителей учащихся учителями и классными руководителями" (выделено мной - С.К.). То есть, надо разработать такую систему, чтобы сборы продолжались, но - чужими руками. Как сказал один из директоров, "изобретаем хреновину". Это вам не велосипед! А как иначе, если ежу понятно, что без "детских денег" наши школы очень скоро и благополучно умрут.
И вот теперь у нас спешно решают, что же делать и как быть. Спущенная сверху идея создания специального фонда, оформленного в полном соответствии с законом, способна сожрать родительские деньги без остатка, ничего не оставив самой школе. А как же, ведь нужно собирать штат (директор, бухгалтер, работники), открывать счет, платить налоги… Сколько в таком случае должны будут отстегнуть родители школьников, чтоб обеспечить существование этого предприятия? Если же делать фонд общественным, то еще неизвестно, в каждой ли школе найдутся добровольцы, которые будут согласны взять на себя ответственность и работать бесплатно.

ИНАЧЕ ­ НИКАК!

Вы только вдумайтесь, в чем уличает прокуратура школьных директоров. В Карабалыкском районе приобретенные на средства родителей учебники для учащихся 1 - 5 классов на общую сумму 796240 тенге остались в собственности школ района. В Алтынсаринском сборы на хозяйственные нужды школ составляют от 20 до 60 тенге с ученика, в Денисовском и Тарановском - по 50 тенге, в Федоровском районе - сто. В костанайской школе № 16 не прошедшие летнюю практику ученики были обязаны выплатить штраф в сумме 50 тенге либо сдать новые канцтовары (кстати говоря, в пользу малоимущих школьников). Всего СШ № 16 таким образом получила 9170 тенге. Кошмар!
Спору нет, все эти факты с законом не в ладах. Вот только почему­то никто не задает простой вопрос: а была ли у школ возможность этот самый закон не нарушать?
Видимо, очень уж это больная тема для директоров. Многие из них свою точку зрения высказывают горячо, но при этом просят не называть имен. Три школьных руководителя в Костанае отказались "светиться" в газете. Но есть и те, кто готов говорить о наболевшем открыто. Директор СШ № 1 Павел ГОМЗЯКОВ на прокурорские упреки отвечает так: "Зато у меня все ученики обеспечены литературой!" В этой школе было принято покупать комплекты учебников нового поколения "всем миром". То есть, родители скидывались по 250­350 тенге, и школа получала нужное количество книг. Они оставались в библиотеке и переходили, как это было принято в советской школе, к новым ученикам.
­ Я человек "старых" взглядов, и этого не скрываю, ­ говорит Павел Александрович. - Умею экономить. А эта система, за которую нас наказали, позволяла родителям выкладывать не 3­4 тысячи за комплект учебников, а в 10­12 раз меньше. Кому от этого плохо?

ПЛАТА ЗА ПОМОЩЬ

Гомзяков - единственный из всех костанайских директоров, кто уже много лет подряд заключает с родителями учеников договоры по оказанию финансово­материальной помощи школе. В них подробно расписано, на что будут расходоваться детские деньги: "Поддержание технического состояния здания, укрепление материальной базы, частичное финансирование проводимых в школе мероприятий, оказание помощи малообеспеченным учащимся школы…"
­ У нас 1300 учеников, вот мы столько же этих бумаг печатаем и раздаем родителям.
­ А если не соглашаются подписать? Принимаете ребенка в школу?
­ А как же! Куда денешься? Бывает, отказываются заключать договор. Бывает, пишут вместо 150 тенге меньшую сумму. Иногда прекращают платить, мало ли что в жизни случается. Но мы ж никого за шиворот не берем! А без этих денег давно бы уже пропали. Бюджет оплачивает нам всю коммуналку, но на текущие расходы средств нет. Что делать, если крыша потекла или трубы прорвало? Вот сейчас у нас все уходит на ремонт двух кабинетов. Это же бешеные деньги! Классная доска стоит 25 тысяч. Минимальный комплект мебели - 80 тысяч. Дальше перечислять?
­ А рекомендованные министерством платные услуги вводить пробовали?
­ Прикажете китайский язык ввести, хореографию? Пытались мы дополнительные занятия наладить, было дело. Заявляю ответственно: на эти копейки не проживешь. А вот если бы бюджет обеспечивал нас хотя бы половиной тех средств, что нам дают родители, я бы первый ушел от этих денег. Нас, директоров, сейчас хотят представить как монстров каких­то, стяжателей. Мне это надо, на старости лет мараться?

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Вопрос, конечно, интересный. Директора ничего хорошего не ждут. "Вот вы напишете статью - она наверняка сильно ударит по школе", ­ в один голос говорят они. - "Родители, скорее всего, поймут так: деньги сдавать не надо. Но школе никто их больше не даст!"
Вот ведь какая штука получается. Министерство издает двусмысленные приказы, силовики наказывают за вынужденную инициативность, а непосредственное начальство требует "полного ажура". Куда директорам податься?
Честно говоря, не знаю. И никто не знает.
А у них на носу, между прочим, окончание учебного года. И необходимость выдачи аттестатов и свидетельств. Несмотря на то, что государственные, документы эти денег стоят. По костанайским школам уже и бумажка разослана с указанием цен. Вот только где взять на них средства, в той бумажке не написано. Есть надежда на бюджет. Но, говорят, оч­чень слабая…

Стас КИСЕЛЕВ,
фото автора,
газета "ВРЕМЯ" ­ специально для "НГ",
Костанай

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД
В Костанайской области добрые полторы сотни школ в течение трех лет выдавали своим ученикам липовые свидетельства о полученном образовании. Точнее, недействительные. Тысячи учеников знать не знают, ведать не ведают, что полученные ими государственные бумаги суть филькины (а вовсе не почетные) грамоты и аттестаты.