[an error occurred while processing this directive]
ВОСКРЕСЕНОВКА, ДО И ПОСЛЕ.
“Расскажите, пожалуйста, на страницах вашей газеты о судьбе поселка Воскресеновка
Кустанайского района. Очень хотелось бы узнать о нем, о людях. Как поживает Воскресеновка в год своего
столетия?” - пишет нам из Германии Александр Браун.
О поселке, на базе которого в советские времена существовал крепкий колхоз имени Чапаева, в его нынешней
ипостаси расскажем с удовольствием. Тем более, что именно оттуда родом наш собственный корреспондент в
Германии Виктор Айзеле. Живой, так сказать, кладезь деталей и примет недавнего относительно прошлого.
Его взгляд на “тогда” плюс наш на “теперь” - и есть этот репортаж.
ВЧЕРА
Мой дед Виктор Айзеле родился в Воскресеновке в ноябре 1906 года. Он был старшим сыном в семье вчерашних
переселенцев. По семейным рассказам знаю, что даже дьявольскую сталинскую коллективизацию, которая на
Украине и на Волге обернулась миллионами умерших, Воскресеновка пережила сравнительно легко. Даже в период
раскулачивания и создания первого колхоза НОЙЕС ЛЕБЕН с голоду в Воскресеновке никто не умирал.
По-настоящему драматическим временем для односельчан была вторая мировая война. Всех работоспособных мужчин
(кроме трех опытных механизаторов) и женщин у кого дети были старше трех лет, забрали в сибирские и уральские
трудовые лагеря, охраняемые НКВД. Многие там и оставили свои кости. Во время войны в деревню заселили
десятки высланных волжских и кавказских немцев, а так же десятки чеченских семей. После войны все воскресеновцы
находились под коммендатурой. Больше 3 км. нельзя было отделяться от деревни, в соседнюю деревню или в
город – только по спецразрешению.
Все стало налаживаться только к пятидесятым. Односельчане вернулись из трудовых лагерей. Реабилитированные
чеченцы уехали домой, комендатуру отменили. А в период хрушевской оттепели –поверить было невозможно –
немцев стали брать в армию. Моего отца призвали одним из первых. Его после службы в стройбате на Дальнем
Востоке встречали, как героя. Это воспринимали как реабилитацию – если наши сыновья в армии служат, значит,
мы уже свои.
Во времена целины Воскресеновка осваивала русский. До того там его понимали лишь единицы. И все равно,
моя бабушка, которая умерла в 1981 году, больше ста русских слов так и не освоила. И наоборот, мой русский
друг Сашка, с которым я познакомился в 8-летнем возрасте, очень скоро заговорил на чистом баденском диалекте.
Никто не удивлялся, только его отец, веселый, ярославский мужик, жутко хохотал и бил себя по ляжкам, когда
сынок его вдруг загутарил по-немецки. Мне русский так легко не давался.
Урожаи колхоз Чапаева всегда давал отменные, зарплата деньгами пошла. Порядок в колхозе, порядок в деревне,
зажиточные колхозники – казалось, до коммунизма уже рукой подать. Но вот как-то все недотягивались. И
постоянные страхи. Помню, отец пришел как-то с колхозного собрания. На лице ужас. Мы: “Что случилось?”
Он: “Завтра по колхозу пойдут проверять. У кого в подсобном хозяйстве больше двух коров – тюрьма”. А у
нас как раз телка третьей была. Ночью отец увел одну корову в сарай к деду, у которго одна корова была.
А потом пришло время самосознания. Воскреновцы очнулись – елки-зеленые, да мы ж немцы! (Еще года три назад
все они были бы необычайно рады, если б в их советском паспорте стерли бы клеймо “немец”.) А мы пойдем
на Север! То есть на Запад. К своими....эээ... Не важно. Перед тем как тут опять какие-то катаклизмы начнутся.
Заявка в немецкое посольство – и через полгода уже можешь в Германию переселяться. Наша семья одной из
первых в 1992 году уехала в ФРГ. Семья – это 17 человек. Все наше состояние заключалось в 1000 марок или
500 долларах, которые мы выручили за “москвич”. В течении трех лет уехали из деревни и почти все остальные
немцы. Так Воскресеновка осталась без своих родителей.
В.АЙЗЕЛЕ
СЕГОДНЯ
По деревне, в которой вовсе не угадывается тщательно подкрашенный, подбеленный и педантично ухоженный
немецкий поселок, деловито ходят парни с металлическими крючьями. Они – одни из немногих местных жителей,
имеющих если не постоянную работу, то, как минимум, регулярный приработок. Их задача – быстро и весело
разобрать очередной кирпичный дом. Освобожденные стройматериалы будут погружены в машины и вывезены вон
из поселка. При смешной цене на капитальные и поместительные дома в 30-40 тыс. тенге, желающий больше
заработает на бэушном кирпиче. Результаты – налицо. Из трех улиц, что отродясь носили в поселке имена
Ленина, Кирова и Молодежная, сегодня едва ли осталась половина. Этой весной скрип отрываемых половиц особенно
силен.
Юрий Казанцев работает в котельной. Нет, не в той центральной, от которой каких-то пятнадцать-двадцать
лет назад отапливалось все село, а в маленькой, работающей на сельский акимат и еще пару-тройку административных
зданий. В Воскресеновку он приехал в конце восьмиджесятых из Боровского. Говорит, радовались с женой,
как малые дети, когда удалось прикупить здесь домик. Поселок тогда отличался невероятной чистотой, роскошными
палисадниками. Основу села составляли немцы, которые хоть и не мыли асфальт шампунем, но хозяйство блюли,
женщины соревновались друг перед другом цветниками во дворе. Вслед за коренными, старались и приезжие.
“Будто в рай попали”, - машет рукой Юрий.
Сейчас здесь цветов не бывает даже летом. Не принято. Причем, особую красоту не принято наводить как у
вновь приехавших, так и у немногих из оставшихся старожилов. Сломалась традиция.
Кстати, о коренных. Пиус Францевич Фейнер – один из немногих немцев, не уехавших отсюда в Германию. При
том, что там давно сестры, отец… Да все родственники, считай. Сам Пиус и трое его взрослых уже сыновей
все еще тут, в Воскресеновке. И ехать никуда, вроде, не собираются. Почему? “Не хочу туда и все. Скучать
буду”. Понимающе киваю, глядя в окно, за которым начинающаяся весенняя беспутица, развалины и общее запустение.
И чего, спрашивается, киваю? В поселке давно вместо 1300-1400 жителей, живут 600 с хвостиком. При этом,
глядишь – то тут, то там чемоданы собирают. Сегодня Германия светит уже немногим, но…Иван Гинкель, например,
которого в поселке знают все, так как магазин держит, намерен, вроде бы, уехать. Жакуповы тоже в Германию
собираются. Там хозяин дома наполовину немец, дочь в Германии с 97-го. Возможность есть
А зарабатывают Жакуповы… привозом воды. Это в поселок-то, где водопровод, центральное отопление и телефон
практически в каждом доме были. Но… сегодня от водовода остались одни воспоминания. А своей воды в Воскресеновке
нет. Народ говорит, приезжали несколько лет назад какие-то с лозой. Крутили ею то так, то сяк… Потом ткнули
в одном месте. Ройте, говорят, через неделю воду пробовать приедем. Мужики копали только что не до центра
земли – нет воды. Долго потом лозоносца этого в гости ждали. Поблагодарить.
Фляга воды в Воскресеновке сейчас стоит 30 тенге, летом - 20.
О том, что поселку исполняется сотня, его жители в абсолютном своем большинстве ничего не знают. Приезжим
не больно-то это и интересно. У них свои проблемы: на чем ребенка в Затоболовку вести, если заболел. Где
работать, если крепких крестьян в округе, как ни считай, трое, и рабочих рук им много не надо. Как с коровой
быть, когда с выпасами плохо, с кормами и того хуже. Времена, когда каждая семья имела 3-4 коровы плюс
молодняк, прошли. Сейчас и одну-то не всякому под силу прокормить.
При таком положении дел о двух десятках семей украинских немцев из Николаевской и Одесской областей, которые
по царскому указу приехали за плодородной землей и льготами осваивать эти земли, думать некогда. Да и
незачем: многие из приехавших сюда за последние десять лет подумывают вновь пуститься в поисках лучшей
доли. Как сказал нам Сергей Кривощеков, отец шестерых детей, мол, собраться недолго, а деревень вокруг
хватает.
Собираться Кривощековым и правда недолго. В Воскресеновке они за все время обзавелись только детьми. Практически
погодками. Оксана рожала их одного за другим, частенько так и не уезжая в районный роддом. Сергей принимал
роды сам. А куда деваться? Машины в семье нет. Хозяйства, приносящего хоть какой-то доход, - тоже. А заказать
поездку в райцентр у кого-то из более состоятельных односельчан – 2,5 тысячи вынь да положь.
От окончательной нищеты многодетную семью спасает только то, что Сергей имеет работу. У местного хозяина
Александра Павловского. Тот платит регулярно, молоко детям дает, на каждые родины по 10 тысяч, так что,
пока Павловский на коне, дай бог ему здоровья, считают Кривощековы, в Воскресеновке жить можно. Кстати,
работодатель, желая помочь своему работнику, давал семье поросят на развод. Поросята не развелись: разбежались.
Кривощековы, конечно, случай особенный, но зато очень точно иллюстрируют главную особенность большинства
сегодняшних жителей поселка: они не чувствуют, что эта земля им родная и готовы, если что, “подняться
на крыло” в поисках лучшей доли.
ЗАВТРА
Тот самый Павловский, которого Кривощековы считают благодетелем и надеждой, был единственным из встреченных
нами людей, который о столетии Воскресеновки знал. У Ивана Вечтейна, который, свой бывший колхоз от разорения
и разграбления спас, как раз нынче столетний юбилей Шишенки празднуют. А поселки в одно время образовались.
При этом Александр Павловский живет здесь эдак с 95-го. До того жил в Тургае. Говорит, когда слышит что-то
типа “понаехали тургайцы, все развалили”, здорово злится. Я, мол, сам тургаец и не разваливать сюда приехал,
а восстанавливать.
- А есть что? – осторожно поинтересовалась я.
Говорит, есть. Земля тут, как и сто лет назад, на удивление плодородная. На удивление, потому что мутыжили
ее, матушку, считай что век, по-всякому. А она все балл-бонитет 47-58 показывает. Всем перестройкам назло.
И сейчас в нищей Воскресеновке крестьянский пай в 20 га за тысячу долларов идет.
Легко на такой земле хозяином быть? Это как посмотреть. Если на себя одеяло тянуть в надежде лет за пять
все из земли выжить и – в теплые края, то несложно. Если с расчетом на будущее работать – по нынешним
временам из долгов не вылезти. У Александра сегодня 60 тыс. га, небольшая животноводческая ферма и туманные
перспективы на выплату кредитов. Говорит, и хотел бы передохнуть, остановиться, но чтобы зерноводство
хоть какую-то прибыль давало, нужен большой кусок земли. Коровы-свиньи пока тоже прибыли особой не приносят.
Но дают рабочие места и ощущение, что в деревне должно быть все то, что нормальной деревне положено. Не
сейчас, так позже, считает Павловский, но мы вынуждены будем отстраивать то, что разрушили.
Кстати, о разрушении. Павловский в ужасе от того, с какой скоростью разбирают в Воскресеновке добротные
дома. Приняли, говорит, программу “Аул”, а что в ней есть для реальной пользы крестьянской? Пора, говорит,
в Воскресеновке схлод собирать и запрещать продажу домов на слом. И правда: на добротное жилье сейчас
в поселке цена совершенно бросовая. Выгоднее покупать государству. Уже сегодня в поселке не хватает учителей.
Приедут – где их селить? А так – раз, и жилье специалисту. Не всегда же поселку в развалинах лежать, будут
и лучшие времена.
И я не рискнула спросить его: “А вдруг не будут?”
Ольга КОЛОКОЛОВА