[an error occurred while processing this directive]
КОМУ "КИКОВАТЬ" ХОРОШО
или Почему льготный государственный кредит может стать кабальным для земледельцев Костанайской области
Прокурору Костанайской области
г-ну Аманбаеву А. Т.
Уважаемый Амирхан Топашевич!
Президент Казахстана, правительство Республики уделяют большое внимание возрождению села, укреплению сельской
экономики. Подтверждение тому – выделение из госбюджета целевых льготных кредитов сельским товаропроизводителям
на проведение посевной и уборочной кампаний. В прошлом году выделялось 900 , в текущем – 950 миллионов
тенге. А вот сложившаяся система распределения льготных кредитных ресурсов внутри области не выдерживает
критики. Созданная областными чиновниками ГКП «Костанайская инвестиционная компания» через конкурс проводит
выбор поставщиков ГСМ, семян и гербицидов. Сам по себе выбор поставщиков не является государственными
закупками, а значит проведение тендера необязательно. То есть, это инициатива чиновников. Вот только в
чью пользу? В марте прошлого года, в момент осуществления централизованного закупа дизтоплива, литр солярки
можно было приобрести дешевле 19 тенге, а по некоторым оценкам даже по 16 тенге. Сельхозпроизводители
вынуждены были платить 21,5 тенге за литр. Ситуация повторилась в текущем году. В феврале литр солярки
стоил 22 тенге, в марте цена начала расти. 1 марта снова проводится конкурс. Причем, с грубыми нарушениями
– о них рассказано в публикуемой статье. И снова выбираются поставщики с высокой заявленной ценой, как
солярки, так и дизмасла: 23,95 и 53 тенге соответственно. Хотя предлагались цены существенно ниже. В итоге,
по нашему мнению, льготный государственный кредит для сельского товаропроизводителя превращается в кабальный.
А это – дискредитация политики, проводимой Президентом и правительством. Возникает вопрос: кто и зачем
это делает?
Уважаемый Амирхан Топашевич! Редакция «Нашей Газеты» просит считать данную статью заявлением в областную
прокуратуру и просит Вас дать оценку действиям областных чиновников с позиции закона, а по необходимости
и принять исчерпывающие меры. О чем надеемся сообщить нашим читателям.
Два месяца назад решением правительства РК Костанайской области выделен беспроцентный кредит в 950
миллионов тенге. Кредит целевой: на проведение весенне-полевых и уборочных работ текущего года. Под него
крестьяне должны приобрести по выгодным для себя ценам ГСМ, семена, гербициды. Дело благое: для многих
костанайских земледельцев минувший год оказался неудачным. Зерно получили низкого качества, да и на то
нормальной цены не было и нет. Более половины хозяйств всех форм собственности попало в категорию неплатежеспособных.
А потому заявленная соискателями льготного кредита сумма оказалась в три раза больше выделенной. Например,
только в одном Денисовском районе собрали заявок на 206 миллионов тенге, а выделили лишь 60. Аналогичная
картина и по другим районам области. Казалось бы, в этой ситуации прямой долг областных чиновников, оказавшихся
в силу должности у кредитного пирога, сделать все возможное, чтобы каждый его кусочек попал по назначению.
Крестьянин полагает, чиновник – располагает.
Располагает, например, механизмом, через который кредит пропускается. Естественно, собственного изобретения.
В Костанайской области таковым является ГКП «Костанайская инвестиционая компания» («КИК»). Казалось бы,
чего проще: крестьянин, имеющий залоговое имущество или гарантию банка, находит себе горючку или семена
по выгодной для себя цене, подает заявку в Казначейство, которое и проплачивает в счет льготного кредита.
Просто – не всегда выгодно. Для изобретателей «КИКа». В Костанае крестьянин заключает договор с «КИКом»,
который с помощью областного департамента госимущества решает, кто и по какой цене снабдит крестьянина
горючим, семенами, ядохимикатами. А до этого решает: на каких условиях будет проводиться кредитование.
Условия года текущего заслуживают того, чтобы о них рассказать подробнее. Еще в январе они были изложены
в факсограмме, которую акимам районов разослал заместитель акима области Серик Куламбаев. Например, из
недвижимости в залог принимаются: «стационарные автозаправочные станции, промышленные базы с железнодорожными
подъездами, элеваторы, хлебоприемные пункты». Из товаров промышленной группы: «цветные металлы, нефтепродукты,
компьютерная техника, техника бытового назначения (исключительно новые), драгоценные металлы»… Ни сельхозтехника,
ни земля, ни зерно будущего урожая, как было прежде, в залоговом имуществе не фигурируют. А другого залогового
имущества у подавляющего большинства земледельцев нет, и никогда не было. Правда, остается гарантия банка
второго уровня. А это уже до 6 процентов к «беспроцентному» кредиту. Плюс 100 долларов за бланк гарантии.
Плюс 650 тенге за оценку единицы движимого и 1250 тенге за оценку единицы недвижимого имущества… А оценка
производится специалистами «КИКа», которым вменено в залоговую стоимость имущества, кроме суммы основного
долга, включать: штрафные санкции за 4 месяца, 5 процентов стоимости залогового имущества в счет расходов
по его реализации и т. д. Понятно, разработчики подобных условий поставили во главу угла возвратность
кредита. С одной стороны. С другой, кому «по зубам» эти условия? В Костанайской области можно по пальцам
пересчитать владельцев элеваторов, промбаз с подъездными путями, стационарных АЗС. В прошлом аналогичный
льготный кредит раздавался в основном под гарантии акимов районов, которые, в свою очередь, брали в залог
будущий урожай. Нынче эта схема признана порочной, а предложенная чиновниками отсекла от кредитных ресурсов
основную часть земледельцев. Но это были только цветочки…
Ягодки появились после проведения тендера по определению поставщиков горюче-смазочных материалов, семян
пшеницы, химикатов… Любопытно, что определение поставщиков и цен, по которым они должны продать материальные
ресурсы, не является государственным закупом. То есть, необходимости в конкурсных процедурах не было.
Тем не менее, и только во благо сельскохозяйственных производителей, 1 марта в Костанае конкурс проведен.
Областным департаментом коммунального имущества и госзакупок, под «крышей» которого благоденствует уже
знакомый нам «КИК». Директор департамента, он же председатель конкурсной комиссии Марат Толибаев, пообещал
участникам через 7 дней объявить результаты. Объявили через… 20 дней. В явочном порядке. Отдельным участникам
тендера пришлось буквально «выцарапывать» протокол №4 из канцелярии департамента. По состоянию на 26-е
марта итоги этого конкурса в местных СМИ не публиковались.
И на то, думается, у организаторов проведенного действа есть веские основания, а возможно и опасения.
Во-первых, 28 февраля комиссия изменяет содержание 12 лотов из 17 на поставку ГСМ и добавляет 3 новых.
За одну оставшуюся перед конкурсом ночь большинство его участников не в состоянии адекватно отреагировать
на изменившиеся обстоятельства. Просьбы о переносе сроков конкурса организаторами проигнорированы. А во-вторых,
спустя 20 дней победителями называются фирмы, предложившие… самые высокие цены на ГСМ. Например, ТОО «Алем-Oil»
заявило дизтопливо по 23 тенге за литр, а дизмасло – по 40 тенге. Конкурсная комиссия отдала предпочтение
поставщикам с ценой 23,95 тенге за литр, а масла – по 53(!) тенге. Причем, поставщиком 21,3 миллиона литров
солярки из 30 миллионов объявляется крупнейшая в области зерновая компания «Иволга-Холдинг», сельхозпредприятия
которой и забрали существенную долю льготных кредитных средств. Что неудивительно: ТОО «Иволга-Холдинг»
– та самая компания, у которой имеются элеваторы, промбазы с подъездными железнодорожными путями, стационарные
АЗС и прочее высоколиквидное залоговое имущество. Складывается впечатление, что именно под эту компанию
разрабатывались костанайскими чиновниками условия кредитования года текущего. И проводился тендер. И по
совсем смешным причинам отсекались поставщики, предлагавшие более выгодные для селян условия. Так, уже
упоминавшуюся фирму «Алем-Оil» сняли с дистанции за задолженность в пенсионные фонды… 907 тенге. А ТОО
«Бахыт-Мунай» и вовсе за… 106 тенге. Не принимая в счет, что та же «Алем-Оil» имеет 1,5 миллиона тенге
переплаты в бюджет, а задолженность в пенсионные фонды – текущая, на середину месяца. Но, если тендеры
проводят, значит, это кому-то нужно. Кому угодно, кроме самого сельхозпроизводителя, которому и предназначался
льготный государственный кредит.
Цена в 23,95 тенге за литр солярки – не окончательная. Добавьте сюда 6 процентов банковской гарантии и
уже получите 24,2 тенге. Плюсуйте транспортные расходы по доставке ГСМ со складов поставщика, которые
имеются далеко не во всех районах области – вот вам 26 тенге. Но и это еще не все…
- Вторую осень нас «накрывают» налогом на добавленную стоимость, - рассказывает известный в области глава
крупного крестьянского хозяйства Роман Пономарев. – В прошлом году я брал под льготный кредит 150 тонн
солярки по 21,5 тенге за литр. Соотношение было приемлемым: за тонну солярки получалось 3 тонны зерна.
А осенью условия договора «КИК» изменил: на один процент повысил содержание клейковины, на 5 долларов
уценил тонну зерна, а самое главное – выкатил 16 процентов НДС. И обошлась мне тонна солярки почти в 4
тонны пшеницы третьего класса. Вот и решайте: льгота это, или что другое.
- Наш минимум на сезон – 300 тысяч литров солярки, - говорит директор ТОО, пожелавший не называть фамилию.
– В прошлом году я брал солярку в счет льготного кредита по 21,5 тенге. Нынешняя цена в 24 тенге «наказывает»
на один миллион. На столько уже подорожало зерно, которое нам предстоит еще произвести.
- За 12 лет фермерства, - рассказывает известный в области аграрий Владимир Крысин, - я не получил от
государства ни тиынки помощи. Наоборот, имею 200 тысяч тенге переплаты в бюджет, помогаю школе, интернату,
каждую зиму и за свой счет содержу в проезжем состоянии дорогу к поселку, в котором не живу. А с меня
еще требуют деньги «на возрождение села». По поводу льготного кредита. Я взял в банке обычный кредит,
полностью затарился соляркой по 23 тенге за литр. Осенью рассчитаюсь, и обойдется мне кредит в 8 процентов
годовых. А вот «льготный», если хорошо посчитать, потянет процентов на 12. Есть разница?
Комментарии излишни. Речь не просто о цене на солярку. Речь о дискредитации государственной программы
возрождения сельской экономики. Согласно постановлению правительства, кредит предназначался конкретно
сельским товаропроизводителям, которые сами должны были определить: где, у кого, по какой цене купить
ГСМ. Определили за них. В результате уже есть факты отказа от «льгот»: земледельцы предпочитают покупать
более дешевые горюче-смазочные материалы. Рынок, в конце концов! А Владимир Иванович Крысин как в воду
глядел: очередную посевную он снова проведет без помощи государства. Так дешевле и проще выходит.
Вполне возможно, что изобретатели данной схемы следовали простой логике - главное вернуть вовремя и все
100% кредита, а для этого его желательно пропустить через одну самую крупную и надежную компанию. Но тогда,
безусловно, правильные и красивые цели укрепления сельской экономики, возрождения села уходят на второй
план перед жестким финансовым расчетом.
Владимир Катков