[an error occurred while processing this directive]
ПОЧЕМУ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?
В Костанайской области всплеск детских самоубийств. В прошлом году их число приблизилось к тридцати, тогда как в 2001ом был зафиксирован 21 случай суицида. Последние данные говорят о продолжающемся росте страшных показателей. Никто не может с полной уверенностью сказать, что служит причиной совершенных детьми и подростками суицидов и почему их становится все больше. А одна из последних трагедий шокировала даже специалистов в Костанае покончил с собой 11летний ребенок. Это произошло 8 марта. В тот же день в городе Рудный повесился девятиклассник из СШ №18.
УЙТИ, ЧТОБ НЕ ВЕРНУТЬСЯ
Батырбек зашел в сарай. Уложил один на другой несколько кирпичей. Встал на них, прикрепил под потолок пояс от халата матери, сделал петлю и… Так оборвалась жизнь пятиклассника 9ой костанайской школы. Просто, страшно, неисправимо. Он действительно РЕШИЛ умереть, поэтому не оставил себе ни одного шанса выжить. Об этом говорят все приметы на месте происшествия. А еще – мистический мотив, который заставил ребенка накинуть себе петлю на шею. По словам матери Батырбека, ему две ночи подряд снился покойный родственник, недавно скончавшийся дядя. Мальчик рассказывал, что мертвец «звал его к себе». Видимо, не сумев справиться со страхом, школьник решил добровольно уйти в мир теней.
Смерти Саши из рудненской школы № 18 ничто не предвещало. Это был обычный подросток – спокойный, неконфликтный, общительный. 8 марта он пришел домой после прогулки, поел, посмотрел телевизор, а потом вышел на улицу – сказал, что в уборную. И не вернулся. Его тело висящим в петле нашли во дворе родные. Что стало причиной этого поступка, пока неизвестно. Комиссия, созданная в областном департаменте образования, пока еще не закончила работу. Впрочем, сможет ли она установить истинную причину – большой вопрос.
УЖЕ НЕ ЗАМОЛЧАТЬ
Тема суицида среди детей у нас почемуто незаслуженно замалчивается, говорит заведующая детскоподростковым отделением психоневрологического диспансера Ирина Инкина (на снимке). – Просто принято считать, что этого не бывает. Почти. А если уж случается – то это как стихия, которую невозможно предотвратить. А ведь нередко можно. Будь окружающие самоубийц люди внимательнее, добрее, образованнее…
Между прочим, узнать статистику детских суицидов очень сложно. Но не потому, что она является закрытой. Дело в том, что ее практически не ведут. Нет у нас в государстве таковой спецслужбы. В ведомстве Инкиной данными о количестве добровольных детских смертей не располагают. Ничего конкретного по этому поводу не могут сказать и в местных кризисных центрах. Судмедэкспертиза называет общее количество суицидов 318, но не разделяет их на возрастные категории. Болееменее внятные показатели мы смогли разыскать лишь в департаменте образования. Однако там до сих пор нет окончательных цифр за прошлый год.
Тем не менее, врачи в один голос говорят, что «этого стало больше». Из общего количества детей, официально состоящих на учете в костанайском детскоподростковом психоневрологическом диспансере, различными неврозами страдает пятая часть! Сколько «невыявленных», тех, кому срочно нужна помощь, врачи не рискуют даже предположить.
НЕ В СИЛАХ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ…
Вопреки расхожему мнению, в полных и обеспеченных семьях самоубийства детей происходят в дватри раза чаще, чем в неполных и неблагополучных. Поэтому списать детские суициды на безработицу родителей или безотцовщину удается не всегда. Куда как чаще причиной добровольного ухода из жизни подростков становится несправедливость, с которой они сталкиваются в жизни, черствость окружающих, боязнь быть наказанными.
Года три тому назад в костанайской школеинтернате № 3 покончила с собой девочка, которую несправедливо обвинили в причастности к краже. В нарушение закона в полиции ее допрашивали без присутствия педагогов. Вскоре девочку перестали таскать на допросы, однако клеймо «воровки» пристало к ней прочно. Прикрепив к футболке записку о том, что она ни в чем не виновата, воспитанница интерната покончила с собой ночью в туалетной комнате.
Весной 2001 года в поселке Буревестник похоронили пятиклассника Алешу (ему, кстати, тоже было 11 лет). Он наложил на себя руки, испугавшись предстоящего отцовского наказания. Выяснилось, что Алексей взял у родителя из кармана деньги. Обнаруживший кражу отец, уходя утром на работу, пообещал сыну «разобраться» вечером. Ребенок повесился. В прошлом году в поселке Глазуновка свел счеты с жизнью девятиклассник Азамат. Это случилось накануне суда, на который он должен был явиться в качестве обвиняемого в краже мотоцикла. Подросток панически боялся процесса, и предпочел возможному наказанию смерть.
Страх никогда и никуда не уйдет, если его не «отработать», говорят психологи Ольга Смецкая и Елена Воеводина. – Он может трансформироваться в фобию, перейти в невроз. Поэтому очень важно следить за поведением детей, чтобы обратиться за помощью к врачам вовремя.
Кто знает, случились бы самоубийства костанайских школьников, если бы их родители серьезно отнеслись к рекомендациям врачей, говорит И. Инкина. В прошлом году все подростки (в том числе и в 9ой школе!) прошли психологическое тестирование. Проблемы были выявлены у многих. Чтобы их решить, мы приглашали детей вместе с родителями к нам в диспансер. Но пришли единицы! А почему? Взрослые не хотят понять, что нас не надо бояться. Мы не ставим детям клейма «психбольной». Мы даже не ходим в белых халатах, чтобы не создавать у детей впечатления о том, что они попали в больницу. Мы готовы и можем помочь, но… Некоторые школьники никуда и никогда уже не придут.
СПАСТИ И СОХРАНИТЬ
«Как только я ступила на порог класса, они все, разом, заревели в голос», – рассказывает классный руководитель 5 «Г» Алтын Кубекова. Одноклассники Батырбека столь потрясены известием о гибели ровесника, что до сих пор никто не садится на его место за партой. Эти ребята так близко столкнулись со смертью впервые, и их души, несомненно, травмированы. По словам родителей, несколько детей из этого класса стали испытывать тревогу, у них нарушился сон.
Что вы теперь будете делать? Знаете ли, как себя с ними вести, что говорить?
Ой, сложно сказать… мой вопрос явно вызвал растерянность не только у А. Кубековой, но и у завучей 9ой школы. – Ну, будем, конечно, разговаривать с родителями. А вот с детьми… Даже не знаем, как. Ведь они такие маленькие.
Да, сегодня школьных учителей порой учат искусству гасить конфликты, бывает, с ними проводят разнообразные психологические тренинги. Но, к сожалению, этого оказывается недостаточно, когда жизнь заставляет «копнуть глубже». Беспомощность педагогов в этих ситуациях – дело обычное. Поэтому, вероятно, о суицидных моментах в школах стараются поскорее забыть, сделав вид, что их не было. Порой такая трусливая тактика обходится слишком дорого.
Два года назад в Заречной средней школе покончил с собой ученик 11го класса. Разбиравшаяся в причинах этой смерти комиссия установила, что подросток ушел из жизни изза конфликтов в семье. Тремя месяцами позже, проведав в клинике больную мать, суицид совершил одноклассник покойного, а вскоре – и его ровесник, студент колледжа. Почему – никто толком до сих пор не знает. Однако психиатры считают, что мальчишки могли это сделать под впечатлением от добровольного ухода из жизни сверстников. Просто после первого самоубийства с детьми никто не говорил о ценности жизни, их никто не учил преодолевать сложности. Во всяком случае, это утверждают сегодня пожелавшие остаться неназванными учителя Заречной школы.
НАРИСУЕМ – БУДЕМ ЖИТЬ
Специалисты советуют не откладывать работу по выводу детей из стресса. Самый простой способ определить, что происходит в душе ребенка – попросить его чтонибудь нарисовать. И проследить, что появилось на бумаге. Если изображенная фигура не вмещается в лист, исполнена в темных тонах, содержит агрессивные детали – есть повод насторожиться. Кстати, с помощью тех же рисунков детей можно отвлечь от тревожных мыслей, вытащить из стресса. «Попросите ребенка нарисовать свой страх, предлагает детский психоневролог Ирина Инкина. К примеру, на листе появилась большая собака. Предложите ему сделать ее нестрашной: дорисовать ей смешные бантики, поместить рядом щенка… В общем, добивайтесь исчезновения страха. И не стесняйтесь обращаться за помощью к нам».
Вот несколько рисунков. Их можно считать слепками сознания детей, которым требуется помощь.
(рис. 1). Огромный монстр, украшенный рогами и множеством шипов, позволяет заподозрить у его автора повышенную агрессивность. Изображение множества тщательно прорисованных зубов свидетельствует о подверженности словесной агрессии, больших глаз – о страхе…
(рис. 2). На этом рисунке девочка нарисовала себя слева сегодняшнюю, а справа – ту, какой она хочет быть. Посреди – большое черное пятно, которое символизирует тревогу и напряжение. Через некоторое время, после работы с психологом, оно превращается… в плюшевого мишку.
(рис. 3). Мальчик, изобразивший свою семью, чувствует себя неуверенно. Он нарисовал себя «подвешенным» в воздухе, в то время как его родные крепко стоят на земле. В этой семье есть проблемы в общении – все четыре фигуры разделены, не держатся за руки. Впрочем, здесь еще не все потеряно – ребенок вверху нарисовал солнышко, а это считается добрым знаком.
И напоследок. Совсем недавно в той же 9ой школе несколько подростков в сочинении на вольную тему независимо друг от друга написали: «Я хочу, чтобы меня любили». Сегодня кажется, что это не просьба – предупреждение.
Стас КИСЕЛЕВ,
Газета «ВРЕМЯ» специально для «НГ»,
фото автора, Костанай