На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 8 (47)
20 февраля 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

КТО ДИКТУЕТ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: РЫНОК ИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО?

Автозаправочные станции в последние годы росли, как грибы. Валютный дождь, приносимый бензиновым бизнесом, щедро поливал делянки, которые давно уже окучивались сметливыми людьми, тонко чувствующими конъюнктуру рынка и скрытые возможности ухода от уплаты налогов. Обыватель в это время недоумевал, почему АЗС в городе строят чуть ли не через каждые десять метров, а настроение владельцев автомобилей напрямую зависело от постоянно меняющихся цифр на рекламных щитах с ценами на бензин. Поскольку от дикого рынка большинству граждан ничего хорошего ожидать не приходится, то все по прежней привычке с надеждой стали смотреть на государство. Дескать, ну сделайте же что­нибудь!

ГЛАВНОЕ - НЕ ПУЩАТЬ

Государство делало. В лице местной власти говорило, что много АЗС – это хорошо. Значит будет конкуренция. А чтобы она была не только в масштабах всей страны, но и на территории каждого городского двора, разрешили ставить автозаправки «нос к носу». Вроде как бы для того, чтобы те переманивали друг у друга клиентов. Хорошим обслуживанием и низкими ценами. Если же цены у всех поползут вверх, то… Тут несколько сложнее. Надежных рычагов государственного влияния уже не было. Разве что заявить о сговоре продавцов ГСМ. Так ведь, поди докажи!
Что касается ухода от налогов, то государство установило акцизы. На всех участников бензинового рынка. Вплоть до нефтеперерабатывающих заводов. А на бензозаправках велело все расчеты с клиентами вести через кассовые аппараты с фискальной памятью.
Прошло какое­то время, и дела в этой сфере «устаканились». Да и граждане стали привыкать к обилию АЗС. Как к магазинам, занявшим первые этажи всех домов. К тому же и цены на бензин стали вести себя более спокойно.
Однако правительство не успокоилось на достигнутом. Во­первых, фискальные органы не очень­то и верили в финансовую прозрачность «бензинщиков», а во­вторых, как­то уж очень ненадежна была цепочка между добытчиками нефти и ее казахстанскими переработчиками. В 2002 году черного золота стали качать из недр на 8 млн. тонн больше (в 2001 г. – 39 млн. т), а доля продажи ее на внутренний рынок упала. Если в 2001 году казахстанские НПЗ перерабатывали 22% от всей добычи, то в 2002 ­ уже 20,7%. В абсолютном выражении это составляет 7,6 млн. тонн. В то время как, по словам министра финансов Зейнуллы Какимжанова, годичный объем внутреннего рынка нефти должен составлять 9 ­ 11 млн. тонн. «Это та абсолютная величина, на которую мы будем ориентироваться все время, для того чтобы было достаточное количество нефтепродуктов и не по высоким ценам», ­ заявил он в Мажилисе Парламента РК 15 января с. г., когда представлял проект Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Этот­то законопроект и стал продуктом неуспокоенности некоторых государственных чиновников ситуацией, сложившейся в сфере производства и оборота нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана. В качестве основного мотива подготовки данного законопроекта г­н Какимжанов назвал необходимость усиления механизма государственного контроля за недопущением всплеска цен на рынке горюче­смазочных материалов. Причем, меры, которые предлагает правительство, по его словам, не являются прямым вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов. А значит соответствует казахстанскому законодательству, защищающему рыночные отношения.
Проект поступил в Мажилис еще во второй половине прошлого года и в ходе проработки его в комиссиях поступило более 170 поправок (Кстати, это уже была вторая попытка вынести законопроект на рассмотрение в Парламент РК). В правительстве согласились лишь с пятидесятью семью, и возможно по этой причине обсуждение на пленарном заседании Мажилиса 15 января с.г. было достаточно бурным. Однако законопроект все­таки приняли и направили в Сенат. Вместе с тем в прессе продолжается публикация достаточно критичных высказываний в адрес этого законопроекта, что, как показывает практика, случается, когда принимаемый закон задевает чьи­то интересы.

КАРАУЛ, НЕФТЯНИКОВ ДОЯТ!

Что подвергается критике в позиции правительства? Можно было бы не брать во внимание наскоки авторов газеты «Новое поколение», которая давно уже питает «особую» любовь к г­ну Какимжанову и никогда не упустит случая критически «проехаться» по действиям ведомства, которое тот возглавляет. Однако, автор статьи «Закону. Net» («НП», 24.01.03), в отличие от других критиков, вполне прозрачно обвиняет государственных чиновников, разработавших упомянутый законопроект, в лоббировании (возможно и не умышленном) интересов определенных финансово­промышленных групп.
А мы­то грешным делом думали, что родное правительство заботится о нас, сирых. Ведь если удастся удержать цены на бензин хотя бы на сегодняшней отметке, то владельцы авто спасибо скажут. Если же рассказать, что с повышением цен на бензин произойдет в нашей экономике, то к ним присоединятся потребители и других товаров и услуг.
Но автор названной статьи оценивает экономическую ситуацию иначе. Он спрашивает: почему литр бензина в Западной Европе стоит в среднем 1 доллар, а у нас правительство «гнобит» его на уровне всего лишь 30­40 центов? То есть компании, добывающие нефть в Казахстане, конечно же, заинтересованы вывозить свой продукт на экспорт, где цены выше, а от внутреннего рынка всячески увиливать, ибо он ничего, кроме убытков, не приносит. Может именно по этой роковой причине в период посевной и уборочной, когда возрастает потребность в ГСМ, наши нефтеперерабатывающие заводы «встают на ремонт»?
После такого аргумента как не согласиться с предложением дать волю переработчикам нефти устанавливать на свою продукцию такие цены, которые им выгодны. Что же касается возможного скачка стоимости бензина на АЗС, так ведь доля автолюбителей на рынке ГСМ, по словам автора статьи, всего лишь 5%, а все остальное потребляют «фабрики и заводы, электростанции и транспортные предприятия, в конечном счете крупные промышленные корпорации. Заметьте, в большинстве своем частные». И вот их­то как раз, оказывается, и «дотируют» нефтяные компании, поставляющие по воле правительства сырую нефть по заниженным ценам отечественным НПЗ. А эти самые «фабрики, заводы и пр.» свою продукцию продают по высоким ценам на экспорт и делиться с государством не хотят. Оно, родимое, в свою очередь, и не собирается регулировать их деятельность, как это делает с продавцами нефтепродуктов. Почему? Сложный вопрос. Автор названной статьи пишет: «… когда нефтяную отрасль используют как локомотив экономики для решения общенациональных задач – это понятно и, видимо, оправдано. Но эксплуатировать ее как «дойную корову» для перераспределения доходов между финансово­промышленными группами – согласитесь, совсем другое». После чего выражает сомнение в наивности чиновников, не видящих это.
Все! Осталось комиссии по борьбе с коррупцией разобраться: есть ли тут умысел или это всего лишь проявление некомпетентности. В любом случае, г­ну Какимжанову журналисты «НП» в очередной раз подкинули мотив для ухода в отставку.

КАЖДОМУ ПО КВОТЕ

Ну, а что же думают сами переработчики нефтепродуктов? Исполнительный директор ЗАО «Павлодарский нефтехимический завод» Рустем Бектуров считает, что проект закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» не ставит целью прямое воздействие на нефтеперерабатывающие предприятия. Он лишь «усиливает административные рычаги, но не создает каких­либо рыночных стимулов, повышающих привлекательность поставок нефти на внутренний рынок» («Панорама», 18.10.02). Государственный контроль, проводимый через создание базы данных по движению нефтепродуктов, мониторинг, согласование по установлению цен, а то и запреты, и другие меры, по мнению г­на Бектурова, ­ лишь административная суета, которая будет способствовать только росту коррупции. В свою очередь, он считает более эффективным отмену акцизных платежей для НПЗ, которые как раз и сказываются отрицательно на себестоимости сельхозпродукции, и вместо них ввести акцизы или пошлины на экспортируемую нефть. При этом, по его мнению, ежегодные потери бюджета, который получает от акцизов примерно 7,5 млрд. тенге, можно свести на нет, если с каждой тонны экспортной нефти установить акцизы 250 тенге за тонну. Отмена акциза, по мнению руководителя ПНХЗ, приведет и к легализации «теневого» рынка нефтепродуктов, который в Казахстане (по оценке правительства в пояснительной записке к упомянутому выше законопроекту) только по бензину оценивается в 50%. Г­н Бектуров не против установления квот для нефтедобытчиков по поставкам сырой нефти. Однако он считает, что в этом должны участвовать все компании, а не только «КазМунайГаз», «Харрикейн» и «Мангыстаумунайгаз», которые поставляют нефть на свои же заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Квоты же предлагается устанавливать не келейно, как это делается, по его мнению, сейчас, а в жесткой зависимости от размеров экспорта – каждая четвертая добытая тонна нефти должна быть поставлена на внутренний рынок Казахстана. Однако по поводу подобных предложений министр Какимжанов заявил, что у нефтедобывающих компаний разная инфраструктура, разные условия добычи и доставки на магистрали. Что касается уже налаженных связей между нефтедобытчиками и НПЗ, то они наиболее оптимальны на сегодня.
Откровенно говоря, частое употребление аргументов о необходимости защиты рыночных механизмов настораживает. Применяя этот «критерий истины», мы и без того уже много дров наломали в нашей экономике. Почему­то никто не говорит, что «обязаловка» по выработке ГСМ из казахстанской нефти вынужденная. По причине высоких цен на мировом рынке. Расчеты финансистов говорят, что при цене 19 долларов за баррель нефть выгоднее будет направлять на внутренний рынок.

ЛУКАВСТВО МУДРЕЦОВ

Еще одно обстоятельство. Почему все участники дискуссии забывают, что нефть из Казахстана вывозится не по мировым ценам? Ведь не зря же 80% всего казахстанского экспорта приходится на Бермудские острова. «Навар» образуется после оформления вывоза через оффшорные зоны. И чего мы тогда беспокоимся о том, что часть получаемой сверхприбыли нефтедобывающих компаний перераспределяется между такими же рыночными «мудрецами»? Уж не лукавят ли в дискуссии все заинтересованные стороны? Ведь нефтяники все равно в накладе не остаются. Например, по сообщениям прессы, канадская компания «Харрикейн», владеющая скважинами и нефтеперерабатывающим заводом в Шымкенте, по итогам деятельности в нашей стране только за 9 месяцев прошлого года получила чистый доход в размере 117,4 млн. долларов. Экспорт, в сравнении с этим же периодом 2001 года, вырос на 31%, и при этом мощности собственного НПЗ были полностью загружены («Панорама», 8.11.02).
Что касается финансово­промышленных групп, которые «жируют» якобы на потреблении дешевых ГСМ, то не лучше ли тогда пересмотреть размеры налогов, которые они платят? Но все понимают, что это сделать практически невозможно. Ибо в ответ опять начнется давно известная заунывная песня о «нарушении рыночных законов».
Скорее всего, наиболее выверенный и упомянутый закон депутаты примут. Будут ли после такого решения стабильнее цены на бензиновом рынке ­ прогнозировать сложно. Ибо это зависит и от других факторов. Пока ясно одно: правила поведения в этом виде бизнеса станут более определенными. А цены все равно определит рынок. Их стабильность будет определяться состоянием экономики. И не только в Казахстане.

Евгений ШИБАРШИН

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

КТО ДИКТУЕТ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН: РЫНОК ИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО?
Автозаправочные станции в последние годы росли, как грибы. Валютный дождь, приносимый бензиновым бизнесом, щедро поливал делянки, которые давно уже окучивались сметливыми людьми, тонко чувствующими конъюнктуру рынка и скрытые возможности ухода от уплаты налогов.