На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 8 (47)
20 февраля 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

ЗВУКИ КОБЫЗА СЛЫШНЫ В АМЕРИКЕ

Рожденные в маленьком скромном доме Затобольска музыкальные инструменты, национальная посуда, расшитые вручную корпеши, ковры, тюбетейки и камзолы покупает дальнее зарубежье.

Туыскан и Деньсаля Хавуийн десять лет назад с детьми и родственниками приехали в Казахстан - на историческую родину из Улан-Батора. Проработавший всю жизнь комбайнером в Монголии, Туыскан всегда умел обращаться с деревом. В Казахстане это умение стало для него единственным способом заработать. За шесть лет, прожитых в п. Карабатыр, мастер-самоучка выстроил аллею памятников знаменитых писателей, выстрогал не один десяток национальных сувениров для сельчан и почетных гостей поселка. Четыре года назад Туыскан переехал в Затобольск, организовал и возглавил общество «Оралман», объединив бывших земляков идеей возрождения национальной культуры. В прошлом году под эту идею международный фонд Каунтер Парт Консорциум выделил грант в 2500 долларов.
С тех пор первый этаж заброшенного детского сада, который бесплатно предоставили оралманам районные власти, превратился в небольшой деревообрабатывающий цех. Заработали циркулярки, самодельные шлифовальные станки. Сегодня двенадцать человек изготавливают здесь седла, мебель и национальную посуду. Сам Туыскан трудится преимущественно дома. Все, что он делает - кропотливая ручная работа. Его изделия пользуются успехом не только у односельчан, но и идут на экспорт. Уже не одна домбра зазвучала в Америке, России, Германии.
Сервант в доме Туыскана заставлен миниатюрными сувенирными домбрами из ак-карагая (сосны). На стенах большие кобызы из березы. По нашей просьбе хозяйка расстилает на полу вышитые ею корпешки, тускелем… «Над вот этой две недели сидела», – рассказывает хозяйка, растягивая во всю длину свое разноцветное одеяло. Следом демонстрируются черный бархатный камзол, вышитый золотом чапан. Туыскан в это время перебирает струны домбры.
Сделанные его руками миниатюрные домбры и кобызы не просто сувенирные макеты настоящих инструментов. Все они имеют собственное, непохожее одно на другое звучание. «Домбра и кобыз - вещи индивидуальные, нужно правильно подобрать дерево, каждая порода дерева звучит по-разному. Например, клен дает звонкость, а береза или лиственница звучат тепло. Самым идеальным деревом считается ель и сосна». Туыскан открыл нам некоторые секреты создания хорошего инструмента. Во-первых, это основа, хорошо просушенное дерево, сушить которое нужно не час и не два, а не менее полугода! Чем лучше просушено дерево, тем звук богаче и качество инструмента лучше. Такой инструмент на века, может передаваться из поколения в поколение.
Туыскан, несмотря на отсутствие специального места, сушкой занимается сам. Мастерской ему служит кухня собственного частного домика: всего два на три метра. Иногда мастер работает с брусьями, уже бывшими в употреблении, многолетней выдержки. В старину, рассказывает Туыскан, струнами хорошей домбры служили внутренности животных, кишки очищали, растягивали, обрабатывали и просушивали. Звук такого инструмента был неописуемо красив. Нынешние мастера обходятся нейлоном.
А вот струнами казахской скрипки – кобыза - по-прежнему, как и сотни лет назад, служит конский волос. В старину, говорит Туыскан, им пользовались колдуны и лекари. Непременная деталь кобыза – козлиная шкура, выделанная с особой тонкостью, обтягивающая корпус инструмента с лицевой стороны. На изготовление сувенирного (но все равно звучащего по-настоящему!) кобыза у Туыскана уходит гораздо меньше времени (от 2 до 7 дней), чем на подготовку дерева. Вот и сейчас на печке у него сушится готовый зазвучать завтра кобыз. Правда узнать в нем готовый инструмент пока трудно: в корпусе есть гвозди, он перетянут туго-натуго резиновой лентой. Уже завтра все крепежные детали исчезнут. Настоящий кобыз сделан без гвоздей, но вовсе не из куска цельного дерева. Только тонкая декоративная отделка крепится к корпусу клеем ПВА.
По-русски Туыскан и Деньсаля практически не говорят. Так что объяснялись мы, как умели. Частично на школьном казахском, частично – жестами. Но одно поняли точно: дела у «Оралмана» идут неплохо. На сегодня из гранта, выделенного в августе на производство национальных предметов быта, потрачена половина. Так что можно дальше развиваться.
А директор ассоциации НПО области Дмитрий Дей, курирующий работу монгольских переселенцев, между прочим, заметил, что отчитываются о проделанной работе они куда аккуратнее многих местных «НПОшников».

Ксения БАРАБАНОВА
Ольга ЛИХОГРАЙ

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЗВУКИ КОБЫЗА СЛЫШНЫ В АМЕРИКЕ
Рожденные в маленьком скромном доме Затобольска музыкальные инструменты, национальная посуда, расшитые вручную корпеши, ковры, тюбетейки и камзолы покупает дальнее зарубежье.

ПРОТИВЕНЬ: ЯБЛОЧНОЕ ОБЪЕДЕНЬЕ ОТ ГЛАВЫ "СОДАЛИТА"
«Главное в приготовлении любого блюда, даже самого простого, - это вложить частичку своей души», - считает Лилия Львовна Пентюхова, директор ТОО «Содалит».

КАК ДВЕ КАПЛИ
Приветствуем вас, уважаемые читатели! Надеемся, что наша прошлая картина напомнила вам о чудных летних днях. Опознать очаровательную брюнетку с виноградной лозой было нетрудно