[an error occurred while processing this directive]
ЧТО НАМ МЕШАЕТ
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в регионах глазами руководителя
департамента экономики и торговли. О том, что держит малый и средний бизнес “за
хвост”, о том, кто поможет освободиться и как двигаться вперед, чтобы это движение
можно было назвать развитием.
Проверки, устаревшие бумаги и псевдоуслуги
Сегодня бизнес страдает от любого соприкосновения с контрольными органами.
В этих структурах идет сознательное увеличение сроков оформления бумаг и усложнение
выполнения своих прямых обязанностей. Продолжается практика навязывания предпринимателям
обязательных услуг на платной основе по необоснованно завышенным тарифам, и все
торгуют “ускоренной” выдачей свидетельств, лицензий, разрешений, сертификатов
и различных справок. И непонятно, почему установлены такие размеры платежей в
ЦПН, энергонадзоре, сертификации и т.д.?
Многие положения инструкции, правил, норм, СНиП устарели, стали дискриминационными
и не отвечают современным реалиям. А контролирующие органы не заинтересованы в
изменении их положений. После внесения изменений в законы, длительное время продолжают
действовать устаревшие нормативно-правовые акты, не даются разъяснения по новым
положениям. Поэтому, необходимо вменить государственным органам при подготовке
изменений в законодательство в обязательном порядке готовить и проводить разъяснения.
Или при внесении изменений в законы одновременно готовить соответствующие изменения
в НПА.
Для выявления проблем предпринимателей в вышеуказанных сферах нами в 2002 году
было проведено более 20 встреч с различными группами предпринимателей. Предприниматели
неохотно делятся своими проблемами, а те, которые решаются дать проблемный вопрос,
стараются найти его решение лично для себя. На предложения местных властей обращаться
к ним (в том числе по различным телефонам доверия), предприниматели реагируют
очень пассивно. Все понимают, что если сегодня пожалуешься, завтра подвергнешься
еще более жесткому прессингу со стороны контролеров.
Предпринимателям мешают принятые и утвержденные центральными органами (и РГП)
нормы и правила, отменить или изменить которые их территориальные структуры в
областях самостоятельно не могут. Госорганы здесь зачастую сетуют на низкую правовую
грамотность предпринимателей. Однако нужно понимать, что сейчас казахстанский
бизнес контролируют более 50 различных госорганов, из них активно - 16. Это значит,
чтобы быть “грамотным” в правовом плане, хозяину ателье необходимо знать все эти
законы и, кроме этого, сотни нормативных правовых актов. Поэтому важно, чтобы
теркомы контрольных органов проявляли больше инициативы в упрощении положении
своих инструкций, а не ждали решения центра.
В связи с этим руководство области обязало контрольные органы ежеквартально предоставлять
в наш департамент отчеты о направленных в центр предложениях по изменениям и дополнениям
в части упрощения для предпринимателей в их инструкциях и правилах. Считаем, что
уже через полгода будет видно, какой из контролирующих органов действительно предлагает
меры по улучшению делового климата.
Как одно из предложений для системного решения вопроса с проверками и штрафами,
нами разработана и в феврале будет внедрена на портале акима области (www.economic.kostanai.info)
база данных административных правонарушений. Данная база будет создана по аналогии
с базой судебных решений. Для её создания необходимо предоставление контрольными
органами данных по проведенным проверкам и размерам штрафов, выданных при выявленных
нарушениях. Статистика этих данных позволит предпринимателям ориентироваться при
судебных разбирательствах в случаях несогласия с решениями контрольных органов
и снизит случаи произвола, а также облегчит работу самих проверяющих.
В области ещё в июне прошлого года был разработан и внедрён упрощенный порядок
“Одно окно” на базе существующего Центра малого бизнеса. За полгода работы в центре,
который сокращал регистрацию СМП до трех дней при стоимости услуг 3500 тенге,
было оказано содействие по регистрации и перерегистрации 30 субъектам. Одновременно
опыт работы “Одного окна” показал, что особой проблемы на этапе открытия предприятия
не существует, тем более, что большинство (более 70 %) выбирают индивидуальное
предпринимательство, которое предусматривает упрощенную схему регистрации и налогообложения.
Финансовая поддержка
Для финансовой поддержки предпринимателей в области действует четыре программы:
“Росток” - городской малый бизнес, “Пространство и время” - рекламная поддержка
сбыта новых видов продукции и услуг. “Фонд выкупа ТУ и СТ РК” (в стадии оформления)
- снятие сертификационных барьеров для производства новых видов продукции и “Бесплатный
бизнес-план”.
Расскажу подробнее. “Росток” - программа для городского бизнеса. Вместо предоставления
кредитов малому бизнесу мы будем предоставлять помещения в льготную аренду с последующим
выкупом, что повысит гарантию возвратности вложенных бюджетных средств. В подобранных
зданиях первый этаж полностью переоборудуется за счет средств местного бюджета
в едином архитектурном стиле с облагораживанием территории. Готовые коммерческие
помещения сдаются в аренду предпринимателям. Основной принцип переоборудования
и сдачи в аренду – создание новых видов услуг. Через год-два переоборудованное
здание (1 этаж) будет продаваться, и средства будут вкладываться в проекты в других
частях города. Таким образом, в разных частях города возникнут пункты деловой
активности малого бизнеса. Кроме того, определенный период здания будут на государственном
балансе, и их можно использовать в качестве залогового обеспечения при финансировании
других проектов, а последующая продажа объекта позволит вернуть государственные
средства. Распространение этого опыта на ПКСК (кондоминиумы) позволит снизить
размер их платежей.
Основной идеей проекта “Пространство и время для бизнеса” является безвозмездная
помощь СМП в покупке рекламного пространства-времени в электронных и печатных
СМИ и рекламное сопровождение новой продукции. Кроме бюджетных средств, в финансировании
проекта участвуют ряд банков. Конечно, мы поможем немногим предпринимателям, но
основная идея в том, чтобы бизнесмены поняли, что продать сегодня продукцию важнее,
чем просто произвести.
Третья программа – выкуп ТУ и СТРК. Молока, мяса и муки производится много, и
даже существует потенциал роста, а на рынке большой объем импорта мясной, молочной
и даже хлебной продукции.
Опрос руководителей и технологов наших предприятий показал, что одним из главных
барьеров на пути выпуска новых видов продукции являются процедуры и суммы оплаты
за сертификацию и технические условия и СТРК. Например, уже сегодня наши пищевики
готовы выпускать новые виды мороженого (с добавлением свежих ягод и фруктов или
алкогольных наполнителей), фруктовые линии жидкого йогурта, концентрированное
молоко в различной упаковке, глазированные сырки, пряники с джемовыми начинками,
замороженную пиццу в коробках, копченую конину, новые виды колбас и т.д., но их
сдерживает необходимая покупка техусловий и процедуры, связанные с этим. Сегодня
это стоит около 100 тысяч тенге, занимает до 3 месяцев времени. Но для следующих
производителей цена этих техусловий существенно ниже. Поэтому все ждут “первого”,
неохотно тратят время и деньги на внедрение нового вида продукции и продолжают
копировать одни и те же виды, например, пельмени, перенасыщая рынок и снижая свою
норму рентабельности. Кроме того, за каждый вид продукции нужно ежегодно платить
до 20 тысяч тенге. Получается своеобразный неучитываемый налог плюс масса бюрократических
процедур.
Реформы в системе технического регулирования идут, но ясно, что ближайшие три
года основные недостатки в этой сфере сохранятся, хотя бы в силу огромного объема
работ. Ведь в стране нет единой базы данных о действующих в республике технических
регламентах. Наша система технического регулирования состоит из стандартов, СанПиНов,
СНиПов, фармакопейных статей, экологических, пожарных, ветеринарных, энергетических,
транспортных правил и явно не соответствует международной.
Менять эту систему на областном уровне невозможно. На нашем уровне возможно помочь
производителям выкупить техусловия и РСТ на новые виды продукции. Т.е. предлагается
создать инновационный фонд и совместно с “первыми” производителями оплачивать
эти техусловия. Затем, предполагается, что в течение года-двух после запуска в
серию новой продукции производитель вернет фонду средства с учетом ставки рефинансирования.
Возможна также дополнительная помощь финансированием поддержки сертификации новой
продукции до трех лет. Следующим производителям этой же продукции на всей территории
страны путь практически будет открыт.
Эффект неоспорим – это и новая форма государственной помощи действительно успешным
проектам по внедрению новых видов продукции, это и рост объемов производства продукции,
увеличение налогооблагаемой базы и качественных рабочих мест, это и развитие глубокой
переработки сельскохозяйственного сырья через увеличение местного совокупного
спроса производителей. Кроме того, это возможность применения опыта другими областями
и для других отраслей, ведь как только техусловия выкуплены – они дешевеют в разы.
Таким образом, чем больше областей работает по этой схеме, тем меньше “белых пятен”
в списке техусловий;
Совместно с банками мы провели презентацию действующих кредитных линий. Проблемы,
в основном, возникают от неинформированности предпринимателей о линиях, где
предлагаются дешёвые деньги, с одной стороны, и нежелания банкиров предлагать
эти дешёвые деньги, с другой, в связи со сложностями международной бюрократии,
как они объясняют. Есть и такая проблема – многие предприниматели не желают раскрывать
банку свой бизнес, считая, что банк должен кредитовать залог, а не бизнес. Это
заблуждение. Кредитному эксперту необходимо четко представлять источники возврата
средств именно из бизнеса. Поэтому очень важно правильно составить бизнес-план
и уметь правильно его представить банку. Чтобы помочь в этом вопросе, из местного
бюджета были выделены средства и специалисты Народного банка разработали 14 бизнес-планов
из 33 переданных департаментом (остальные не доделаны из-за того, что сами предприниматели
“исчезали” в период разработки проектов). Из разработанных бизнес-планов 5 получили
одобрение банков и ожидается в ближайшее время их кредитование на общую сумму
62,8 млн. тенге, один проект на 1,5 млн. тенге уже прокредитован. Средства на
бесплатную разработку бизнес-планов выделены и в этом году.
Обучение и консультации
Считаем, что наиболее эффективную помощь государство может оказать предпринимателям
в виде обучения, консультаций, информационного обеспечения. Для этого мы разработали
и выпустили несколько брошюр, в которых отражены основы ведения бизнеса, проведение
маркетинговых исследований, техника продаж и как более эффективно и рентабельно
управлять бизнесом. Совместно с акиматом Костаная выпущен путеводитель “Как организовать
бизнес на первых этажах в городе Костанае?” В этом году мы планируем продолжить
данное направление работы.
В прошедшем году в Налоговый кодекс были внесены изменения, но предприниматели
считают, что они явно косметические. И поэтому мы принимаем в “накопитель” изменений
предложения уже на следующий год.
Объединение предпринимателей
К сожалению, большинство предпринимателей не желают объединяться. На проведенных
встречах мы предлагали каждой группе предпринимателей хотя бы выбрать своего координатора,
который мог бы концентрировать, обобщать и правильно формулировать проблемные
вопросы и передавать их нам. Ни одна из групп не смогла четко ответить, почему
они не хотят объединиться или же найти координатора. Действующие же на территории
области такие объединения (их у нас 19), в основном преследуют свои цели, и их
порой даже бывает трудно усадить за один стол. Для решения этой проблемы мы планируем
привлекать предпринимателей к участию в общественных объединениях через филиализацию
деятельности республиканских организаций.
Взаимодействие с центром
Чего мы ждем от центра? Это, во-первых, пересмотра задач, которые ставятся
перед контрольно-надзорными и регистрирующими органами. Не план по штрафам должен
определять их работу, а число предотвращенных нарушений. То есть основа работы
- не проверки с наказанием, а обучение и консультации. Необходимо основным критерием
работы контролеров сделать их соответствие изменяющимся условиям, а также помощь
предпринимательству, производству. Ведь контролирующие органы не несут никакой
реальной ответственности, если на самом деле в кафе отравятся люди, или произойдет
взрыв и пожар на АЗС, или автомобиль в результате технической неисправности совершит
ДТП. Тогда зачем нужны в таком виде проверки СЭС, пожарников и техосмотр?
Во-вторых, координации работы исследования проблем с положениями инструкции контрольно-надзорных
органов. Затем создание и ведение республиканской базы данных административных
нарушений, а впоследствии и создание сеток штрафов совместно с контрольно-надзорными
органами. Нам нужны также сравнительные таблицы по регионам о положениях договоров
субъектов естественных монополий с предпринимателями и процедур прохождения различных
согласований в регионах (например, переоформление квартир на первых этажах), создание
рекомендуемых “путеводителей” по видам деятельности. Одним словом, нужно, чтобы
центр не только требовал от нас отчетности, но и снабжал бы информацией.
Арсен Керимбеков,
директор департамента экономики и торговли Костанайской области