На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 5 (44)
30 января 2003 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

ЧТО НАМ МЕШАЕТ

Проблемы и перспективы развития предпринимательства в регионах глазами руководителя департамента экономики и торговли. О том, что держит малый и средний бизнес “за хвост”, о том, кто поможет освободиться и как двигаться вперед, чтобы это движение можно было назвать развитием.

Проверки, устаревшие бумаги и псевдоуслуги

Сегодня бизнес страдает от любого соприкосновения с контрольными органами. В этих структурах идет сознательное увеличение сроков оформления бумаг и усложнение выполнения своих прямых обязанностей. Продолжается практика навязывания предпринимателям обязательных услуг на платной основе по необоснованно завышенным тарифам, и все торгуют “ускоренной” выдачей свидетельств, лицензий, разрешений, сертификатов и различных справок. И непонятно, почему установлены такие размеры платежей в ЦПН, энергонадзоре, сертификации и т.д.?
Многие положения инструкции, правил, норм, СНиП устарели, стали дискриминационными и не отвечают современным реалиям. А контролирующие органы не заинтересованы в изменении их положений. После внесения изменений в законы, длительное время продолжают действовать устаревшие нормативно-правовые акты, не даются разъяснения по новым положениям. Поэтому, необходимо вменить государственным органам при подготовке изменений в законодательство в обязательном порядке готовить и проводить разъяснения. Или при внесении изменений в законы одновременно готовить соответствующие изменения в НПА.
Для выявления проблем предпринимателей в вышеуказанных сферах нами в 2002 году было проведено более 20 встреч с различными группами предпринимателей. Предприниматели неохотно делятся своими проблемами, а те, которые решаются дать проблемный вопрос, стараются найти его решение лично для себя. На предложения местных властей обращаться к ним (в том числе по различным телефонам доверия), предприниматели реагируют очень пассивно. Все понимают, что если сегодня пожалуешься, завтра подвергнешься еще более жесткому прессингу со стороны контролеров.
Предпринимателям мешают принятые и утвержденные центральными органами (и РГП) нормы и правила, отменить или изменить которые их территориальные структуры в областях самостоятельно не могут. Госорганы здесь зачастую сетуют на низкую правовую грамотность предпринимателей. Однако нужно понимать, что сейчас казахстанский бизнес контролируют более 50 различных госорганов, из них активно - 16. Это значит, чтобы быть “грамотным” в правовом плане, хозяину ателье необходимо знать все эти законы и, кроме этого, сотни нормативных правовых актов. Поэтому важно, чтобы теркомы контрольных органов проявляли больше инициативы в упрощении положении своих инструкций, а не ждали решения центра.
В связи с этим руководство области обязало контрольные органы ежеквартально предоставлять в наш департамент отчеты о направленных в центр предложениях по изменениям и дополнениям в части упрощения для предпринимателей в их инструкциях и правилах. Считаем, что уже через полгода будет видно, какой из контролирующих органов действительно предлагает меры по улучшению делового климата.
Как одно из предложений для системного решения вопроса с проверками и штрафами, нами разработана и в феврале будет внедрена на портале акима области (www.economic.kostanai.info) база данных административных правонарушений. Дан­ная база будет создана по аналогии с базой судебных решений. Для её создания необходимо предоставление контрольными органами данных по проведенным проверкам и размерам штрафов, выданных при выявленных нарушениях. Статистика этих данных позволит предпринимателям ориентироваться при судебных разбирательствах в случаях несогласия с решениями контрольных органов и снизит случаи произвола, а также облегчит работу самих проверяющих.
В области ещё в июне прошлого года был разработан и внедрён упрощенный порядок “Одно окно” на базе существующего Центра малого бизнеса. За полгода работы в центре, который сокращал регистрацию СМП до трех дней при стоимости услуг 3500 тенге, было оказано содействие по регистрации и перерегистрации 30 субъектам. Одновременно опыт работы “Одного окна” показал, что особой проблемы на этапе открытия предприятия не существует, тем более, что большинство (более 70 %) выбирают индивидуальное предпринимательство, которое предусматривает упрощенную схему регистрации и налогообложения.

Финансовая поддержка

Для финансовой поддержки предпринимателей в области действует четыре программы: “Росток” - городской малый бизнес, “Пространство и время” - рекламная поддержка сбыта новых видов продукции и услуг. “Фонд выкупа ТУ и СТ РК” (в стадии оформления) - снятие сертификационных барьеров для производства новых видов продукции и “Бесплатный бизнес-план”.
Расскажу подробнее. “Росток” - программа для городского бизнеса. Вместо предоставления кредитов малому бизнесу мы будем предоставлять помещения в льготную аренду с последующим выкупом, что повысит гарантию возвратности вложенных бюджетных средств. В подобранных зданиях первый этаж полностью переоборудуется за счет средств местного бюджета в едином архитектурном стиле с облагораживанием территории. Готовые коммерческие помещения сдаются в аренду предпринимателям. Основной принцип переоборудования и сдачи в аренду – создание новых видов услуг. Через год-два переоборудованное здание (1 этаж) будет продаваться, и средства будут вкладываться в проекты в других частях города. Таким образом, в разных частях города возникнут пункты деловой активности малого бизнеса. Кроме того, определенный период здания будут на государственном балансе, и их можно использовать в качестве залогового обеспечения при финансировании других проектов, а последующая продажа объекта позволит вернуть государственные средства. Распространение этого опыта на ПКСК (кондоминиумы) позволит снизить размер их платежей.
Основной идеей проекта “Пространство и время для бизнеса” является безвозмездная помощь СМП в покупке рекламного пространства-времени в электронных и печатных СМИ и рекламное сопровождение новой продукции. Кроме бюджетных средств, в финансировании проекта участвуют ряд банков. Конечно, мы поможем немногим предпринимателям, но основная идея в том, чтобы бизнесмены поняли, что продать сегодня продукцию важнее, чем просто произвести.
Третья программа – выкуп ТУ и СТРК. Молока, мяса и муки производится много, и даже существует потенциал роста, а на рынке большой объем импорта мясной, молочной и даже хлебной продукции.
Опрос руководителей и технологов наших предприятий показал, что одним из главных барьеров на пути выпуска новых видов продукции являются процедуры и суммы оплаты за сертификацию и технические условия и СТРК. Например, уже сегодня наши пищевики готовы выпускать новые виды мороженого (с добавлением свежих ягод и фруктов или алкогольных наполнителей), фруктовые линии жидкого йогурта, концентрированное молоко в различной упаковке, глазированные сырки, пряники с джемовыми начинками, замороженную пиццу в коробках, копченую конину, новые виды колбас и т.д., но их сдерживает необходимая покупка техусловий и процедуры, связанные с этим. Сегодня это стоит около 100 тысяч тенге, занимает до 3 месяцев времени. Но для следующих производителей цена этих техусловий существенно ниже. Поэтому все ждут “первого”, неохотно тратят время и деньги на внедрение нового вида продукции и продолжают копировать одни и те же виды, например, пельмени, перенасыщая рынок и снижая свою норму рентабельности. Кроме того, за каждый вид продукции нужно ежегодно платить до 20 тысяч тенге. Получается своеобразный неучитываемый налог плюс масса бюрократических процедур.
Реформы в системе технического регулирования идут, но ясно, что ближайшие три года основные недостатки в этой сфере сохранятся, хотя бы в силу огромного объема работ. Ведь в стране нет единой базы данных о действующих в республике технических регламентах. Наша система технического регулирования состоит из стандартов, СанПиНов, СНиПов, фармакопейных статей, экологических, пожарных, ветеринарных, энергетических, транспортных правил и явно не соответствует международной.
Менять эту систему на областном уровне невозможно. На нашем уровне возможно помочь производителям выкупить техусловия и РСТ на новые виды продукции. Т.е. предлагается создать инновационный фонд и совместно с “первыми” производителями оплачивать эти техусловия. Затем, предполагается, что в течение года-двух после запуска в серию новой продукции производитель вернет фонду средства с учетом ставки рефинансирования. Возможна также дополнительная помощь финансированием поддержки сертификации новой продукции до трех лет. Следующим производителям этой же продукции на всей территории страны путь практически будет открыт.
Эффект неоспорим – это и новая форма государственной помощи действительно успешным проектам по внедрению новых видов продукции, это и рост объемов производства продукции, увеличение налогооблагаемой базы и качественных рабочих мест, это и развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья через увеличение местного совокупного спроса производителей. Кроме того, это возможность применения опыта другими областями и для других отраслей, ведь как только техусловия выкуплены – они дешевеют в разы. Таким образом, чем больше областей работает по этой схеме, тем меньше “белых пятен” в списке техусловий;
Совместно с банками мы провели презентацию действующих кредитных линий. Проблемы, в основном, возникают от неинформированности пре­д­при­нимателей о линиях, где предлагаются дешёвые деньги, с одной стороны, и нежелания банкиров предлагать эти дешёвые деньги, с другой, в связи со сложностями международной бюрократии, как они объясняют. Есть и такая проблема – многие предприниматели не желают раскрывать банку свой бизнес, считая, что банк должен кредитовать залог, а не бизнес. Это заблуждение. Кредитному эксперту необходимо четко представлять источники возврата средств именно из бизнеса. Поэтому очень важно правильно составить бизнес-план и уметь правильно его представить банку. Чтобы помочь в этом вопросе, из местного бюджета были выделены средства и специалисты Народного банка разработали 14 бизнес-планов из 33 переданных департаментом (остальные не доделаны из-за того, что сами предприниматели “исчезали” в период разработки проектов). Из разработанных бизнес-планов 5 получили одобрение банков и ожидается в ближайшее время их кредитование на общую сумму 62,8 млн. тенге, один проект на 1,5 млн. тенге уже прокредитован. Средства на бесплатную разработку бизнес-планов выделены и в этом году.

Обучение и консультации

Считаем, что наиболее эффективную помощь государство может оказать предпринимателям в виде обучения, консультаций, информационного обеспечения. Для этого мы разработали и выпустили несколько брошюр, в которых отражены основы ведения бизнеса, проведение маркетинговых исследований, техника продаж и как более эффективно и рентабельно управлять бизнесом. Совместно с акиматом Костаная выпущен путеводитель “Как организовать бизнес на первых этажах в городе Костанае?” В этом году мы планируем продолжить данное направление работы.
В прошедшем году в Налоговый кодекс были внесены изменения, но предприниматели считают, что они явно косметические. И поэтому мы принимаем в “накопитель” изменений предложения уже на следующий год.

Объединение предпринимателей

К сожалению, большинство предпринимателей не желают объединяться. На проведенных встречах мы предлагали каждой группе предпринимателей хотя бы выбрать своего координатора, который мог бы концентрировать, обобщать и правильно формулировать проблемные вопросы и передавать их нам. Ни одна из групп не смогла четко ответить, почему они не хотят объединиться или же найти координатора. Действующие же на территории области такие объединения (их у нас 19), в основном преследуют свои цели, и их порой даже бывает трудно усадить за один стол. Для решения этой проблемы мы планируем привлекать предпринимателей к участию в общественных объединениях через филиализацию деятельности республиканских организаций.

Взаимодействие с центром

Чего мы ждем от центра? Это, во-первых, пересмотра задач, которые ставятся перед контрольно-надзорными и регистрирующими органами. Не план по штрафам должен определять их работу, а число предотвращенных нарушений. То есть основа работы - не проверки с наказанием, а обучение и консультации. Необходимо основным критерием работы контролеров сделать их соответствие изменяющимся условиям, а также помощь предпринимательству, производству. Ведь контролирующие органы не несут никакой реальной ответственности, если на самом деле в кафе отравятся люди, или произойдет взрыв и пожар на АЗС, или автомобиль в результате технической неисправности совершит ДТП. Тогда зачем нужны в таком виде проверки СЭС, пожарников и техосмотр?
Во-вторых, координации работы исследования проблем с положениями инструкции контрольно-надзорных органов. Затем создание и ведение республиканской базы данных административных нарушений, а впоследствии и создание сеток штрафов совместно с контрольно-надзорными органами. Нам нужны также сравнительные таблицы по регионам о положениях договоров субъектов естественных монополий с предпринимателями и процедур прохождения различных согласований в регионах (например, переоформление квартир на первых этажах), создание рекомендуемых “путеводителей” по видам деятельности. Одним словом, нужно, чтобы центр не только требовал от нас отчетности, но и снабжал бы информацией.

Арсен Керимбеков,
директор департамента экономики и торговли Костанайской области

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЧТО НАМ МЕШАЕТ
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в регионах глазами руководителя департамента экономики и торговли. О том, что держит малый и средний бизнес “за хвост”, о том, кто поможет освободиться и как двигаться вперед, чтобы это движение можно было назвать развитием.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ
Расширен перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению

ПРИЧИНЫ РОСТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН В ДЕКАБРЕ
Инфляция в 2002 году уложилась в отведенный ей коридор 5-7% и составила 6,6%.

“КОК”: ТАКОГО ВЫ ЕЩЕ НЕ ПРОБОВАЛИ!
Кто не знает, что такое “кок”? Во всем мире это слово произносят немного по-разному, но ассоциации с поварским искусством и дивный аромат чего-нибудь вкусненького всплывают в памяти моментально.