На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 35 (35)
28 ноября 2002 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ

Судя по итоговой прокурорской справке, главными “нарушителями” на костанайских трассах являются государственные органы

На самом деле последние два месяца прокуратура проверяла вовсе не состояние дорог. Чего проверять-то, когда все ясно, грубо, зримо. Как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий водитель найдет на всем протяжении костанайских “автобанов” пятьдесят километров идеального полотна. Поэтому и наглядное пособие – видеокассета, зафиксировавшая самые душераздирающие подробности наших дорожных пейзажей, на коллегии осталась невостребованной.
Странно, кстати, если бы подробности были другими. Все-таки факт недофинансирования отрасли с самого конца восьмидесятых он и есть факт. Но в последние полтора года ситуация понемногу начала меняться. Правда, представители заинтересованных ведомств продолжают говорить о скудном финансовом пайке. Но вопрос, как говорят в Одессе, не об этом. А о том, насколько по делу и по закону расходуются бюджетные деньги, вне зависимости от их количества.

Две новости: хорошая и плохая

Сначала хорошая: фактов нецелевого использования бюджетных средств, направленных на ремонт, реконструкцию и содержание автомобильных дорог не установлено. То есть все отпущенное мы закатали в асфальт.
А именно: в текущем году на капитальный и средний ремонт автодорог республиканского значения предусмотрено 199,833 млн.тенге. По состоянию на 01.09.2002 года по мере выполнения подрядчиками работ профинансировано 190,958 миллионов. На 1 сентября 2002 года по строительству и капитальному ремонту автодорог местного значения из предусмотренных 97 млн.тенге профинансировано 62,390 млн.тенге, по среднему ремонту из 70,954 млн.тенге освоено – 41,555 млн.тенге. Данные за сентябрь, потому что как раз тогда началась проверка. На основании этих цифр проверяющие делают вывод о том, что великий плач дорожников о нехватке денег с реальным положением дел в отрасли сейчас диссонирует. Не то, чтобы денег завались. Однако, подрядчики не успевают отработать и те средства, которые им выделяются. Так что явно не только денежный вопрос определяет количество ям и ухабов на квадратный метр
Судя по итогам проверки, дело в привычке грубо нарушать закон, начиная от процесса проведения государственных закупок на строительно-дорожные работы и заканчивая вводом реконструированных участков в эксплуатацию. При этом надзорный акцент делается не на финтах жуликоватых подрядчиков и не на судьбе бедных субподрядчиков, вынужденных нанимать вместо квалифицированной рабочей силы людей с улицы, а на деятельности так называемых уполномоченных органов, которые государством поставлены над ними всеми. Для учета, технадзора и пробуждения здоровой конкуренции.
Таковых органов у нас несколько: областной департамент коммунального имущества и государственных закупок, областное управление автомобильных дорог, департамент дорожного хозяйства и транспорта Костанайской области, управление коммунального хозяйства и технического надзора города Костаная. Что имеет им предъявить прокуратура?

А глаза такие добрые-добрые

Самые большие нарекания вызывает сегодня качество ремонтных работ. У народа. И соответственно должно у государственных уполномоченных органов. Причем недовольство оных всегда есть, чем выразить, кроме простого обывательского мата. Штрафы, пени, аннулирование договоров, в конце концов, судебные иски. И где же?
Притчей во языцех стал ремонт в Костанае улицы Индустриальной ТОО “Дорожник”. В прошлом году ровно месяц, с сентября по октябрь, продержался свеженастеленный асфальт. В этом году “Дорожник” в порядке наказания за свой счет переделывал брак. В ходе прокурорской проверки сделали лабораторные исследования исправленного покрытия. Коэффициент уплотнения асфальтобетона оказался ниже нормы.
В Костанае же на улице Майлина ремонт проводила другая фирма – ОАО “Костанай жолдары”. Принимало работу управление коммунального хозяйства и технадзора, нашло существенные недостатки и направило ОАО, субподрядчику, с требованием все исправить. При этом в стороне остался подрядчик генеральный, с которым, по закону, управление должно было решить вопрос о “соразмерном уменьшения установленной за работу цены”. Госорган предпочел не обострять.
Так же, как и в ситуации с ОАО “Костанай жолдары”, сорвавшем графики ремонта автодороги Аулиеколь-Жалдама. Проверка, кстати, установила, что срывая сроки работ в одном месте, фирма в качестве субподрядчика трудилась на другом объекте. Ну, как говорится, всякие бывают обстоятельства. Только государство, по большому счету, не должны волновать внутренние проблемы производственника. У него здесь своя позиция – истребовать пеню за невыполненные обязательства. Увы.
Еще реже примеры расторжения договоров с предприятиями, которые своих обязательств не выполняют. Целый месяц управление коммунального хозяйства и технадзора тетешкалось с ТОО “Стой-концерн-СаГу”. Фирма выиграла тендер на выполнение работ на сумму более 17 миллионов тенге, не сумев при этом заплатить так называемое обеспечение исполнения договоров в 160 тысяч. Уже это должно было насторожить заказчика. Однако ТОО позволили еще месяц срывать сроки и гнать халтуру, прежде чем разорвали-таки в одностороннем порядке с ним договор.
Вообще добрые и одновременно деловые отношения государственных структур и частных фирм могут простираться сколь угодно далеко. По предварительным данным, проверкой, проведенной управлением финансового контроля по Костанайской области, установлены факты приемки департаментом дорожного хозяйства и транспорта работ, которые… еще не завершены.

О чем еще не знает директор департамента?

Специализированных дорожных предприятий, а также тех, кто просто считает для себя возможным взяться за эти работы, в области немало. Приличное количество и тех, кто поставляет или производит строительные материалы для реконструкции. У всех у них путь к кучке государственных денег только один – через тендеры. Где, по идее, право строить дороги и зарабатывать на хлеб с маслом получают самые квалифицированные, технически вооруженные и при этом предлагающие приемлемую цену за свои услуги. Что на практике?
Цитирую: “Практически во всех регионах Костанайской области как акиматами городов и районов, так и уполномоченным органом - областным департаментом коммунального имущества и государственных закупок при проведении закупок товаров, работ и услуг по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог допускаются нарушения Закона РК “О государственных закупках”. В частности, ими не принимаются решения о проведении государственных закупок, нарушаются сроки опубликования сообщений о проведении конкурса и их результатах. Разрабатываемые инструкции о порядке проведения государственных закупок грубейшим образом противоречат действующему законодательству. В результате, после проведения тендера победителями становятся компании, не имеющие не только соответствующего опыта работы, но и технических возможностей, квалификации персонала и т.д. Кроме того, участники, выигрывая тендер путем предложения минимальной цены, не способны обеспечить соответствующий уровень работ, используют дешевые инертные материалы, что в конечном итоге негативно отражается на качестве дорог”.
Только факты. В Житикаре победителем тендера стало предприятие, имеющее почти тринадцатимиллионную задолженность по налогам. При этом долги по платежам в бюджет были у троих из пяти участников конкурса. Все пятеро не имели лицензий на выполнение дорожных работ. Дело было в мае. А в июне ТОО “Темп-2” вообще без всякого тендера начало ямочный ремонт на житикаринских улицах. Акимат это дело полумиллионом тенге профинансировал.
В Камыстинском районе в тендере на проведение ямочного ремонта участвовали предприятия, вообще не имеющие дорожной техники и специалистов.
Впрочем, так далеко в глубинку ходить не стоит. Темные лошадки выигрывают и поближе к центру. Так загадочно победил конкурентов уже упоминавшийся “Строй-концерн-СаГу”. Бились опять же за ямочный ремонт. Конкурс проводил областной департамент коммунального имущества и государственных закупок. Предпочтение было отдано фирме, юридически зарегистрировавшейся буквально за два месяца до тендера, то есть не имевшей ни репутации, ни опыта. Кроме того, стройконцерн не предоставил на конкурс документы, подтверждающих наличие специализированной техники. Чем дело кончилось – смотри выше.
Может быть, зная практику и подноготную проведения конкурсов, в Костанае рискнули просто превратить процесс государственной закупки в фикцию.
12 июля 2002 года департамент коммунального имущества чин чинарем провел конкурс и объявило победителем ОАО “Костанай жолдары”, которое уже все про себя знало, так как выполнило ремонтные работы два месяца назад и ждало оплаты. На вопрос проверяющего из прокуратуры, как подобное могло произойти в департаменте, его директор М. Толибаев заявил, что вообще о таком факте не знает. Любопытно, о скольких еще фактах, а также формах и методах работы вверенного ему органа может не знать директор департамента?

Немножко нервно

На защиту чести не то департамента госзакупок, не то дорожной фирмы встал аким Костаная В. Ленивцев. Дескать, ждать процедуры было невозможно, я принял решение, ОАО откликнулось… На что ему резонно заметили, что раз приняли, то и нечего было фарс разыгрывать с тендером. Вообще, ни одно из ответных слов – а на коллегию были приглашены представители всех упомянутых госорганов, только госимущество отчего-то не стояло на трибуне – четко и внятно ситуацию не прояснило. Именно это инициировало серию весьма резких высказываний представителей прокуратуры. Речь шла о том, что все происходящее в дорожной отрасли и курирующих ее госорганах напоминает круговую поруку, есть факты, позволяющие говорить о лоббировании госчиновниками интересов частных фирм. Победители одни и те же. По претензиям, поданным на недобросовестных подрядчиков, истребовано всего 0,1% штрафных сумм. “Закапываем миллионы, а возвращаем тысячи” – прокомментировал итог первый зам. прокурора области И. Лескевич. Нет ни одного крупного иска по вопиющим фактам.
“Проверка на дорогах” будет продолжена. По итогам первой ее части докладная записка направлена акиму области.

Галина Каткова

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Судя по итоговой прокурорской справке, главными “нарушителями” на костанайских трассах являются государственные органы