На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 35 (35)
28 ноября 2002 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]
Булат Газизович Аюханов

ЧТОБЫ ВЫТАНЦОВЫВАЛСЯ ЗРИТЕЛЬ

“Балет – самый демократичный вид искусства”, – говорит Булат Аюханов. Похоже на то. Во всяком случае, Кази Жасекенов – продюсер государственного академического ансамбля классического танца – глядя днями, как горячо принимают костанайцы танцоров, с досадой заметил: “Нас сегодня правительство часто упрекает, что мы по за границам ездим больше, чем по своей стране. Что сделаешь, если нас там действительно ждут. Наши чиновники любят посидеть за столом, а для искусства они слишком заняты”.

Всю свою жизнь посвятивший балету Булат Газизович Аюханов 36 лет руководит лучшим балетом страны. В прошлом году он выпустил собственную книгу “Биография чувств”. А на прошлой неделе дал интервью “НГ”.
- Вы долгое время были известны как создатель и руководитель “Молодого балета Алматы”, сегодня все слышат о государственном академическом ансамбле классического танца Булата Аюханова. Что произошло?
- Ничего, в сущности, не произошло. Организовавшийся в 67 году при Казахконцерте ансамбль сначала носил название “Молодого балета Алма-Аты”, в 74 стал государственным ансамблем классического танца, а в год моего 60-летнего юбилея (в 1998 году) получил звание академического.
- Сегодня репертуар ансамбля – это…
- В основном камерное направление балета. Мы являемся как бы легкой кавалерией, которая может выступить в небольшом количественном составе, перебрасываясь из одной точки страны в другую.
- Многие убеждены, что труд танцора тяжек, как шахтерский. Но кто-то – солирует, а кто-то всю жизнь на третьем плане.
- Не у нас. Наш репертуар рассчитан исключительно на солистов балета. Как такового, кордебалета у нас нет. Мы ансамбль солистов. Это и привлекает артистов на работу в наш коллектив. У нас профессия короткая, именно поэтому в коллективе не задерживаются сачки, лодыри и лгуны. В профессии я тиран.
Балету нужны артисты не просто умеющие хорошо танцевать. В человеке, который хочет посвятить себя искусству танца, должны сочетаться самые различные физические и духовные качества. Соответствие всем классическим параметрам, то есть, “золотое сечение”. И стопа чтобы была балетная. И прыжок. И музыкальность идеальная. И идеальное зрение. Добавьте сюда еще духовные качества: владение собой, настойчивость и целеустремленность. Собралось все вместе - божий дар. Нет – ничего не поделаешь. Здесь приходится делать жесткий выбор.
- А можно обывательский вопрос: легко ли балерин поднимать?
- Нелегко, конечно, но зависит это не от веса. Один 85-летний русский эмигрант — балетный премьер, перетанцевавший со всеми легендарными балеринами столетия, с содроганием рассказывал об английской балерине Алисии Марковой, на взгляд зрителя — хрупкой, совершенно прозрачной. В “Шопениане” есть поддержка, на балетном жаргоне именуемая “покойничек” (партнер берет балерину под спину и под ноги, а она должна в воздухе принять горизонтальное положение). От балерины требуется посильная помощь — она должна оттолкнуться от пола. Маркова никогда этого не делала и прямо-таки укладывалась на руки партнера, как только чувствовала их под своей спиной. Бедному танцовщику вместо толчка приходилось делать жим. Еле-еле вытягивал.
- Сегодня вы реже ездите на гастроли...
- Фактически все гастроли прекратились с руинами Советского Союза, когда пошли рыночные отношения. Балет - удовольствие дорогое. Государство не в силах оплачивать подобные расходы. Печально, но факт - у современной развлекательной индустрии дурной вкус.
- В провинцию зарубежный балет не ездит. А в столицы?
- Собрать долларовую дань. Балетные труппы из Санкт-Петербурга и Москвы в последнее время заполонили Алматы. Искусства там немного. Надеются исключительно на имена своих театров. Но зритель ведь чувствует, где настоящее искусство, а где заработок. Во всяком случае, должен чувствовать. Воспитать сопричастность к искусству – вот это задача.

За кулисами дежурила
Ксения БАРАБАНОВА

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ЧТОБЫ ВЫТАНЦОВЫВАЛСЯ ЗРИТЕЛЬ
“Балет – самый демократичный вид искусства”, – говорит Булат Аюханов. Похоже на то. Во всяком случае, Кази Жасекенов – продюсер государственного академического ансамбля классического танца – глядя днями, как горячо принимают костанайцы танцоров, с досадой заметил: “Нас сегодня правительство часто упрекает, что мы по за границам ездим больше, чем по своей стране.

САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК
Здравствуйте, дорогие ценители мировых шедевров! К великому нашему сожалению, последняя картина осталась неузнанной. Мы постарались изобразить творение Ильи Репина “Читающая девочка”.