На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 33 (33)
14 ноября 2002 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
[an error occurred while processing this directive]
Хронограф
Политэкономика
На линии
Неслучайные связи
Спартакиада
Спецназ
Операция "Ы"
сИНТИМенты
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2003

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003

[an error occurred while processing this directive]

СТОПЕРЫ И ТРАССА, МАТЬ ИХ

“Здравствуйте, куда путь держите, не в Рудный ли? – Саша наклоняется через стекло к водителю. - А можно с вами по пути?” “По “стольнику” давайте, – отвечает чуть грубовато водитель. “А у нас денег нет”, - Сашок само добродушие. “Жигуленок” немедленно уда­ля­ется, презрительно качая бампером. Еще машин десять проносятся мимо. Кто-то отрицательно машет головой, кто-то показывает, что метров через 50 он заворачивает. Я, переминаясь с ноги на ногу на продуваемой ветрами Рудненской трассе, вспоминаю вопрос Масяни. Когда же мы в Рудный-то попадем? Прошло полчаса, прежде чем дядечка согласился довезти до Рудного “за так”.

"ЗОЛОТАЯ" ТОЧКА

На самом деле в Костанае активных автостопщиков немного, человек десять. Самые активные могут все лето посвятить передвижениям автостопом в самые различные места по СНГ и дальше. К таким относится и Саша Медведев. Он занимается автостопом почти пять лет. Первый его “стоп” занял часов восемь, не считая дороги, чтобы добраться до Челябинска. По неопытности “стопили” втроем. Самый сложный способ – трудно добраться до нужного места всем вместе. Гораздо проще ездить вдвоем. Не так опасно, как одному, весело, и есть кому поддержать в трудную минуту.
Вообще-то доехать куда-то совершенно бесплатно не так-то просто. Обломы на каждом шагу. Хотя “стоперы” со стажем относятся к этому проще и часто просто не останавливают безнадежные машины. Естественно, машина не должна быть забита до отказа. Если дорога перед местом не заворачивает, хорошо освещена, так, что тебя видно и ночью, - свет может падать и от стоящего рядом фонаря, и от светящейся автозаправки. Поблизости нет знака “стоп”, и она привлекательна для водителя, то вы попали в так называемую “золотую” точку. К примеру, по пути в Челябинск, - это место по трассе на Федоровку, за поворотом на свалку. А на дороге в Рудный - сразу за заправкой "Булак".

БАБЛОСЫ И ДАОСЫ

Все водители относятся по-разному к голосующему на дороге непонятного вида чуваку с огромным рюкзаком за спиной и доброжелательной улыбкой на лице. Зато стоперы четко подразделяют водил. “Бабушковозы” - старички, которые тихо-мирно проезжают мимо вас, и не посадят вас даже за большие деньги. “Баблосы”- те, для которых “подброска” людей - зарабатывание денег. “Баблосы” подразделяются на “баблуинов” – водителей с хорошим финансовым аппетитом, “баблуосов” – тех, что поумеренней и “баблоидов”, требования которых сводятся к минимуму – “на бензин”, “на пиво”.
Самой замечательной категорией водителей для автостопщиков являются “даосы” Эти просто останавливаются и везут вас, совершенно не спрашивая о деньгах. Самую отвратительную когорту водил-беспредельщиков именуют совсем уж неприлично. Их особенность – требовать расчета натурой.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Опасностей при передвижении “стопом” очень много. Чтобы избежать хотя бы части, автостопщики стараются быть подчеркнуто доброжелательными. Саша советует, останавливая машину, смотреть водителю в лицо и улыбаться. Вытянутую руку при этом держать очень ровно, либо энергично ею махать. Если тебя спрашивают “сколько?”, то “стоперу” хорошо ответить в таком духе: “Сколько километров? Всего 200, вам как раз по пути”. “Сколько заплатите?” – уточняет шофер. “Стопер” непринужденно прочищает мизинцем ухо и повторяет “Сколько? Я же говорю недалеко, километров 200, здесь недолго”. “Ну ты, шутник, ну ладно, поехали!” - обычно улыбаются водители.
Еще чаще скользкий вопрос о деньгах решается невербально. Еще не остановившись, водитель намекает, что ему нужны деньги. На что “стопер”, вывернув карманы, показывает, что он без денег. Одни проносятся мимо, другие тормозят.

НАБОР ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО "СТОПЕРА"

Среди водил встречаются очень интересные личности. Сашу, например, как-то подвозил физик-ядерщик. А в другой раз пришлось глухой ночью 37 километров протопать пешком и спать у дороги на рюкзаке. В конце-концов, его прихватили с собой бритоголовые братки, которые еще и пивом угостили. Для всяких экстремальных случаев существует набор “стопера”: сухой паек, термос, спальник, аптечка и максимум 100 тенге (или 20 российскими). Последнее для передвижения внутри городов.
У “стоперов” есть свои приметы и поверия. Собирать рюкзак нужно вечером, а утром просто схватить его и двинуть в путь. Одеваться лучше во все черное. Только верхняя одежда должна быть очень яркой, чтобы вас заметили. И, наконец, выйдя на дорогу, нужно поклониться и произнести: “Здравствуй, мама трасса!” И тогда вас точно довезут туда, куда вы хотите.

Ольга ЛИХОГРАЙ

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

СТОПЕРЫ И ТРАССА, МАТЬ ИХ
“Здравствуйте, куда путь держите, не в Рудный ли? – Саша наклоняется через стекло к водителю. - А можно с вами по пути?” “По “стольнику” давайте, – отвечает чуть грубовато водитель.

ПРОТИВЕНЬ: ВАК БЭЛИШ ОТ ЗАКИИ ГАРИФОВНЫ
Закия Мухсинова, председатель татаро-башкирского национально-культурного центра “Дуслык”, готовить любит, особенно с тех пор, как она вышла на пенсию и времени стало больше.

САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК
Добрый день, дорогие наши искусствоведы! Спешим поздравить победительницу, которой знакомо и дорого творчество художника Маковского.