РУБРИКИ |
[an error occurred while processing this directive]
|
ИНФОРМАЦИЯ |
|
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz)
обязательна.
© "Наша
Газета", 2002-2003
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
ГАУХАР МУРЗАБЕКОВА: “СЛИШКОМ МНОГО ПЕНЫ…”
Она чем-то похожа на свою скрипку: такая же тонкая, прямая, сильная… Испанский гребень в гладко зачесанных
волосах, тонкий излом бровей и легкий аромат французского парфюма. “У меня есть ровно полчаса, в шесть
– репетиция”, - вежливо улыбается она, взмахивая кисточкой туши для ресниц. Случайно я замечаю на
изящной шее красную припухлость. Гаухар поясняет: “От скрипки, много репетирую”. На вопрос о подушечке
она искренне расхохоталась: “Что вы! Какая может быть подушечка? Это только для детей…”
Этой осенью Костанай стал одним из трех городов, который “Камерата Казахстана” посетила с традиционным
турне. Зал был, как всегда, полон, публика - отзывчива, а коллектив удивил совершенно новой, сложной
программой. За час до единственного концерта нам удалось встретиться с руководительницей ансамбля
Гаухар Мурзабековой.
- В последнее время среди музыкантов очень популярны “переигрывания” классики на свой лад. Как Вы
относитесь к такому осовремениванию?
- Отрицательно. Это то же самое, что осовременить художественную литературу. Вы себе это представляете?
Каждое время рождает своих героев, поэтому нужно говорить от себя, а не пользоваться чужим материалом.
И вообще успех “переделывания” довольно сомнителен, здесь много опасностей. Человек должен обладать
интеллектом, духовностью и большим вкусом, чтобы классику не испортить. Хотя бы не испортить! Потому
что сделать лучше вряд ли возможно.
- А как насчет Ванессы Мэй?
- Она элементарно использует популярность знаменитых композиций. А они и в первозданном виде очень
богатые. Поймите, наша задача – передать замысел автора, а не себя показать, мы посредники между композитором
и слушателем. У нее по-другому: исполняет на свой манер, демонстрируя себя. И какая может быть классика,
когда ты дрыгаешься на сцене? Я понимаю, это нравится молодежи, но зачем трогать классику? Есть много
другой музыки.
- Насколько я знаю, большинство исполнителей “Камераты” довольно молоды. Как сегодня можно попасть
в Ваш коллектив?
- Как минимум, надо учиться в Алматы или Астане – так сложилось, что музыкальное образование сконцентрировано
там. Обычно я устраиваю отбор среди студентов, стараясь услышать самых лучших. Пополняется коллектив
нечасто – у нас всего пятнадцать человек. Случается, кто-то уезжает, тогда мы ищем замену.
- Говорят, “Камерата” - своеобразный трамплин для талантливых исполнителей…
- Да, многие начинающие музыканты выросли благодаря “Камерате”. Учатся, совершенствуются, потом уезжают.
Одна девочка уже в Америке, другая скрипачка во Франции… Я этому очень рада. А наш нынешний состав
– второе поколение, которое предстоит воспитать.
- Как Вы считаете, насколько высок престиж казахстанских музыкантов в мире?
- У нас довольно солидная обучающая база. Если говорить об инструментальной музыке – скрипка, виолончель,
фортепиано, то советская школа в мире считалась одной из самой лучших. Сейчас в консерватории много
преподавателей с московским образованием. Регулярно казахстанцы становятся лауреатами международных
фестивалей, конкурсов – это и есть ответ на ваш вопрос.
- Если сравнивать советское время и нынешнее…
- Помню, после распада Союза пропали все концерты, мы сидели без работы, не было даже возможности
позвонить в Москву. Но в то же время, тогда я не имела независимости и свободы, какую имею сейчас.
Как руководитель, я делаю все, что хочу – если только деньги найду. Поэтому, чего сегодня достигла
“Камерата” – частично благодаря времени. Если бы стоял надо мной аксакал в министерстве и говорил:
“Это ты будешь играть, а это нет”… Сегодня никто не указывает, я все решаю сама. Нет указки, а есть
инициатива.
- Вы носите статус государственной камераты. Почему же один из лучших государственных коллективов
гастролирует на деньги табачной компании?
- Ничего страшного в этом нет. Государство, которому всего десять лет, вряд ли сможет решить сразу
все проблемы. Это как семья: жизнь начинается с нуля, надо приобрести и квартиру, и мебель, и детей
родить… Не все сразу. Сегодня государство обеспечивает нам зарплату и коммунальные услуги офиса. На
костюмы, струны, инструменты, поездки мы вынуждены искать спонсоров. И Казахстан сейчас знает “Камерату”
только благодаря “Филипп Морис”.
- А самая благодарная публика?..
- Казахстанская. И это не просто комплимент. За рубежом слушают очень хорошо, но это - сытая публика.
Публика, которая все видела, которая сравнивает. За пять лет мы побывали с турами в Германии, Чехии,
Венгрии, недавно вернулись с престижного фестиваля в Турции. Да, принимают там горячо, но думают так:
“Смотри-ка, они не только на верблюдах умеют ездить!” А казахстанцы нас по-настоящему любят, ждут,
им это необходимо, как воздух.
- Что не нравится в нынешней музыке?
- Много пены сейчас, время такое. Среди огромного количества легкой музыки (я ее называю порнухой),
молодежь не умеет выбирать. Бездумно принимает все, что дают. А в этом потоке очень мало настоящего.
- Как Вы обычно отдыхаете?
- По-всякому. Если есть возможность – путешествую. Я не умею просто отдыхать, не умею смотреть телевизор.
Мне нужно что-то постоянно делать, даже если нахожусь одна.
- Диет, распорядка придерживаетесь?
- Есть поменьше, спать побольше. Последнее редко получается, а первое – в моих силах. Особых ограничений
нет, просто держу себя в форме, поскольку всегда приходится быть на сцене. Выглядеть нужно соответственно.
Диана ОКРЕМОВА
|
|
|
|