РУБРИКИ |
[an error occurred while processing this directive]
|
ИНФОРМАЦИЯ |
|
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz)
обязательна.
© "Наша
Газета", 2002-2003
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
КАЗАХСТАНСКИЙ АРБАТ
Наш корреспондент окинула улицу Жибек Жолы возле алматинского ЦУМа профессиональным взглядом
В том, что незаметная улица Алматы превратилась в аналог московского Арбата, на самом деле, не так
уж много случайного. Еще до революции, когда этот город назывался Верным, улицу именовали Торговой.
В 30-40-х годах она носила имя М. Горького. В 1993 году ее снова переименовали в Жибек Жолы (Шелковый
путь). И вот уже спустя какое-то время ее в народе прозвали арбатом, по аналогии с московским.
В центре алматинской богемы почти всегда можно увидеть художников и музыкантов. Купить картину - от
20 до 50 долларов. Вас изобразят в лучшем виде за 5-10 баксов. Конкуренция серьезная, но никто не
жалуется. У каждого свой клиент, индивидуальный подход и способ его обработки.
Арбатские музыканты представлены несколькими гитаристами, девочкой-скрипачкой и двумя саксофонистами.
И тоже у каждого своя территория и рабочий график. Хорошо отработана система взаимозаменяемости. В
первый же вечер прогулки по арбату мы стали свидетелями «смены караула» у саксофонистов. Звуки вальса
из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», выдуваемые молодым человеком, неожиданно прервались с
появлением на площади у центрального входа в ЦУМ пожилого мужчины с черным футляром в руках. Парень
привычным движением высыпал в карман рюкзака заработанное, протер инструмент и, махнув «сменщику»
рукой, подошел к нам.
Сергей закончил музфак, работает в клубах, а иногда приходит сюда. Причем играет не ради денег, а
потому что нравится. И все-таки, наверное, у каждого прохожего хоть раз возникало непреодолимое желание
заглянуть в коробочку — ну и сколько же могут прохожие набросать? «Коробочка является частью игры
и ничего не определяет на самом деле», – считает Сергей. «В первый раз я играл без всякого намека
на сбор денег, так зрители чуть ли не за шиворот засовывали». Но, появившись, коробочка стала предметом
эдакой профессиональной гордости: «А вот попробуйте найти музыканта, который сможет выйти на улицу
и заработать столько же, сколько я!»
"Ни в одном нашем оркестре нет таких ставок, какую я получаю на улице, – подтвердил сказанное
Сергеем его сменщик Малик ага. - Я лично давно уже перестал бояться вопросов с подковыркой. Мой день
на улице "стоит" от 10 до 25 долларов. Я первый казах-саксофонист".
"Хватит болтать, иди работай", – резко прервал нашу беседу раздраженный женский голос. "Да
ты, мамка, не ругайся. Я свое отыграю». «Давай, давай! Кому сказала, играй, домой скоро. У дочки День
рождения". В конце концов, Малик ага покорился супруге и по нашей просьбе начал свою смену мелодией
из «Москва слезам не верит». Тем временем Сания подобрела и рассказала, что вот уже несколько лет
ходит встречать мужа с работы. Говорит, опасное это дело: то полицейские забирают, то шпана деньги
отберет, бывает, и поколотят.
- Раньше Малик работал в городском оркестре, потом - много лет в цирке. Но на эти деньги прожить невозможно,
а у нас ведь три взрослые дочери: две студентки, одна уже закончила вуз, художница. Наша гордость!
Сегодня у нее день рождения, надо подарок купить, поэтому вышли. Никто в семье не стыдится, что отец
работает на улице, он ведь не крадет, а своим мастерством зарабатывает. Много ли дают? По-разному.
Пару раз в футляре находили купюры по 100 долларов».
Руслан бомжует на арбате с прошлогодней весны. 22-летний карагандинец, бросив в один прекрасный момент
учебу, родных и друзей, приехал в столицу в поисках приключений и впечатлений. Судя по всему, и то,
и другое он получает сполна: ежедневные скитания по городу, поиски ночлега и средств на пропитание.
Все, что удается заработать, исполняя рок, мгновенно превращается в перегар. Удивительно, но его такая
жизнь вполне устраивает. «Если бы не менты и не эти конторские крысы (работники акимата), все вообще
было бы «ровно», - заключил Руслан.
Время от времени на арбате проходят плановые «зачистки». Полицию и чиновников больше всего смущает
«мелочь»: если получает деньги, значит, зарабатывает, если зарабатывает — почему без лицензии?! Достается
в такие дни и старушкам, торгующим у фонтана с фламинго всевозможными светящимися шариками, палочками,
плюшевыми говорящими попугаями и самодельными марионетками. Вокруг бабулек всегда вьется ребятня:
дети с плотно набитыми родительскими деньгами карманами, держащие в охапке несколько шоколадок, печенье
и мороженое, и малолетние побирушки, жадно и одновременно с восхищением поглядывающие на мелких «барчуков».
Самой младшей среди самостоятельных арбатских попрошаек еще нет пяти. Динара, зная несколько молитв
и пару современных эстрадных песен, умело применяет их в общении с потенциальными «заботниками» и
«заботницами». Динара о себе рассказывает охотно. Говорит, живет с отцом-алкоголиком в дощатом туалете
в Аксае. Купив девочке молока и печенья, мы уселись с ней на скамейку, дабы подробнее узнать начатую
ею историю. Но не тут-то было: к нам подскочил непонятно откуда возникший молодой цыган, схватил малышку
за руку и что-то кинул нам на прощание на своем языке. Потом мы видели его на арбате неоднократно.
Если бы не выразительное лицо, узнавать его было бы сложно: в первую нашу встречу - в потрепанной
куртке и дырявых джинсах, потом в широких белых тинейджерских штанах, футболке и бейсболке, в третье
«пришествие» он был в строгом черном сюртуке, брюках и широкополой шляпе. Вряд ли он был папой Динары
или еще кого-то из местной «мелочи».
В последнее время особенно активизировались на арбате кришнаиты. Женщины в белых сари и с краской
на лбу, лысые мужчины с хвостиками на макушках призывают прохожих найти гармонию души путем отказа
от греховных мыслей, алкоголя и поедания всего живого. Начать они предлагают с пожертвования на храм
Кришны, бумажный проект которого они представляют всем, прежде чем взять деньги. Все поданное они
даже заносят в подобие бухгалтерской книги и требуют от подающих написать сумму пожертвования и поставить
под ней роспись.
Ксения БАРАБАНОВА
|
|
|
|