БИТВА ЗА МАРШРУТЫ
Судя по тому, как настойчиво оспариваются участниками итоги последних тендеров, автобусные перевозки в Костанае – конкурентная зона повышенного риска.
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Один из перевозчиков, производственный кооператив «Жол Болсын», вынужден вторично подать иск в экономический суд на решение конкурсной комиссии по результатам тендера на право обслуживания автобусных маршрутов №№ 10 и 21. Первый процесс завершился для кооператива 30 октября судебным решением, которое гласило: тендер городской акимат провел с нарушениями и обязан его повторить. Второй тендер состоялся 30 ноября. Однако по его итогам снова предпочтение было отдано другой фирме – ТОО «Компания STA». Председатель ПК «Жол Болсын» Равиль ХАФИЗОВ опять подал в суд.
- У меня создается впечатление, что акимат лоббирует интересы «Компании STA». Она появилась на рынке автомобильных услуг недавно, - пояснил «НГ» Хафизов. - Мы занимаемся перевозками уже 12 лет. Начинали работать в убыток себе, чтобы автобусов маршрута № 10 стало больше. Уже полностью обновили автопарк. У нас все автобусы 1994-1999 годов выпуска. В «Компании STA» все модели 80-х годов. Как могла выиграть тендер фирма, у которой автобусы на 10 лет старше?
По словам Хафизова, у конкурсной комиссии очень своеобразная шкала расчётов. К примеру, автобус, возраст которого от 9-ти до 12-ти лет, оценивается в 3 балла. От 5-ти до 9-ти лет – в 4 балла. А свыше 12-ти лет – от 1 до 2 баллов. То есть, комиссия может одной фирме за машину старше 12-ти лет ставить все единицы, а второй – только «двойки». Это не противоречит закону, но в итоге «нужная» фирма получит преимущество аж в два раза.
- Так и получилось в прошлый раз, - говорит Хафизов. - Поэтому я подал в суд и выиграл процесс. Судья, кстати, после первого процесса вынесла определение о приостановлении заключения договора на право обслуживания автобусных маршрутов между городским акиматом и ТОО «Компания STA».
Однако сейчас городские маршруты №10 и 21 обслуживают оба перевозчика - ТОО «Компания STA» и ПК «Жол Болсын», поэтому вместо положенных 20 машин ездит почти 40.
- «Жол Болсын» не должен работать на линии, - считает начальник ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования акимата Костаная», бывший председателем первой конкурсной комиссии Николай ДОРОШОК. - Ведь действие их договора с акиматом закончилось 14 августа этого года. По результатам двух тендеров выигрывала STA. Суд вынес решение о приостановлении заключения договора акимата с STA 4 декабря, а договор с победителем был заключен 30 ноября. «Жол Болсын», по сути, должен вести речь о приостановлении действующего договора, раз он уже был заключен. Но фирма этого не сделала, поэтому STA работает законно. «Жол Болсын» вышел на линию самовольно.
По словам Дорошка, в принципе условия, предлагаемые двумя фирмами, примерно одинаковые – размер автобаз, количество транспорта для инвалидов. Более того, он даже признал, что в целом автобусы у STA действительно более старые, чем у конкурента. И при этом «Жол Болсын» проиграл как раз по той коварной статье, в которой оцениваются машины старше 12-ти лет!
- По закону мы имеем право заключить договор с третьей фирмой, пока эти две судятся, но только, если суд вынесет решение о приостановлении действующего договора с нынешним победителем, - резюмировал Николай Дорошок.
Директор ТОО «Компания STA» Александр ЯРОСЛАВЦЕВ, в свою очередь, собирается подать в суд на ПК «Жол Болсын» за то, что его транспорт незаконно выходит на линию.
- У нас на руках договор с акиматом, мы по нему работаем. Почему другая фирма должна зарабатывать на наших маршрутах деньги? Я понимаю руководство ПК «Жол Болсын», которое несет финансовые потери, но тендер прошел законно.
Поставит ли очередное судебное заседание точку в этой битве за маршруты, пока неизвестно. Но оба перевозчика намерены сражаться до победного.