На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 47 (243)
23 ноября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна советов
Линия судьбы
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Качество жизни
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Тема недели  

НЕПРАВЫЕ «ПРАВЫЕ»

С 1 января 2007 года Казахстан намерен ввести запрет на ввоз автомобилей с правосторонним управлением, а с 2009 года полностью запретить их эксплуатацию. Это решение Совета безопасности, озвученное на прошлой неделе председателем комитета дорожной полиции МВД РК Омирзаком Тусумовым, всколыхнуло многих автовладельцев. Свои права они намерены отстаивать всеми способами - вплоть до митингов протеста.

Руслан ИЛЬЯСОВ, ilyassov@ng.kz

Станислав НАМ, nam@ng.kz

 

«Аварийность растёт»

По данным, озвученным Омирзаком Тусумовым, в Казахстане зарегистрировано 117 000 автомобилей с правым рулём. Ими за 10 месяцев года совершено 600 ДТП. При этом в целом по стране насчитывается порядка 2 млн. автомобилей, а в ДПТ погибает около 3000 человек ежегодно.

Статистика аварий с участием праворульных автомобилей ведётся и в Костанайской области. Заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД области Есенбол КОЖАНОВ привёл цифры, говорящие о росте числа ДТП с участием автомобилей с правым рулём (см. иллюстрацию). При нехитрых арифметических подсчётах получается, что процент аварийности праворульных авто в области составляет 0,735, у леворульных – 0,547. Учитывая, что реальные причины аварий остаются за пределами статистических расчётов, разница минимальная. Однако Кожанов так не считает.

– Цифры дают основания для беспокойства. Пару лет назад, когда аким Алматы Храпунов поднимал вопрос о запрете на ввоз праворульных машин, мы подсчитали у себя количество ДТП с участием этих автомобилей. Получилось то ли 2, то ли 3. Возрос ввоз – возросло и количество аварий.

Сегодня в области зарегистрировано около 3400 автомобилей с правым рулём.

 

В безопасности ли дело?

В Костанайской области продажей японских автомобилей с правым рулём занимается как минимум 8 фирм, которые продают в среднем около 500 автомобилей в год.

Директор фирмы «Империя Car Japan» Олег МАМЕДОВ считает, что данный законопроект лоббирует группа людей, которые владеют бизнесом по продаже леворульных автомобилей.

– Идёт явное лоббирование интересов. Запрет на автомобили с правым рулём выгоден фирмам, занимающимся переделкой рулевого управления, а также китайским производителям дешёвых, но некачественных авто, которые хотят заполонить страну автоширпотребом, – считает Мамедов.

В итоге только в Костанайской области без работы могут остаться около 400 наёмных работников фирм, торгующих праворульными автомобилями. По подсчётам Мамедова, область лишится около 50 млн. тенге налогов. Пострадают сами владельцы праворульных. У них сейчас есть два выхода: либо отказаться от автомобиля, либо переоборудовать его под левый руль. Подобными переделками в Казахстане занимаются три фирмы, все – в Алматы. Стоимость переделки – около $3000. Возможна она только на автомобилях, которые производятся как с левым, так и с правым рулём. Как скажется такая переустановка вне заводских условий на безопасности – неизвестно.

Тем, кто купил автомобиль в кредит, не будет смысла платить банку. Гораздо выгоднее окажется его отдать как залог. Что будут делать с неликвидными праворульными банки, тоже вопрос.

По словам продавцов, основными покупателями японских праворульных автомобилей являются люди, чей среднемесячный доход в пределах 50 000 тенге, поскольку они на 30-50% дешевле леворульных «одноклассников». Кроме того, самый дешёвый «японец» оснащён кондиционером, электропакетом, антиблокировочной системой, электролюком, подушками безопасности.

 

Не уверен, не обгоняй

Инициаторы запрета праворульных автомобилей мотивируют решение безопасностью движения. Заместитель начальника управления дорожной полиции Есенбол Кожанов рассказал о неудобствах, которые делают «праворульки» небезопасными. В частности, особенности конструкции освещения. У леворульных машин можно отрегулировать направление освещения. Обычно левая фара должна светить чуть ниже правой. При этом освещается обочина и дорога. У японских авто освещение отрегулировано на заводах, его особенность в том, что левая фара ослепляет водителя встречной машины. Отрегулировать это практически невозможно, считает Кожанов. А ещё при обгоне порой приходится высовываться из окна, чтобы получить обзор.

– При манёврах на дороге счёт, бывает, идет на доли секунды, у праворульных машин их меньше, – говорит заместитель начальника УДП.

Однако мнение дорожных полицейских идет вразрез с мнением автоэкспертов. По словам Михаила КЛИМА, автоэксперта с 10-летним стажем работы в страховой компании, который до этого 20 лет отработал в госавтоинспекции, праворульные авто менее удобны, однако нельзя однозначно говорить об их большей опасности.

– Полиция приводит статистику ДТП с участием праворульных авто, но ничего не говорит о реальной причине этих аварий. Я думаю, дорожная полиция просто подыгрывает своему начальству. Если водитель попал в аварию оттого, что превысил скорость или нарушил другое правило дорожного движения, то при чём тут правый или левый руль? Я не раз в качестве эксперта расследовал причины ДТП и могу точно сказать, что водители праворульных автомобилей ездят очень осторожно, особенно при обгонах.

 

Чьи правила правее

Водитель мини-вэна «Тойота-Люцида» Алексей БАЕВ со своим праворульным авто расставаться не собирается и намерен ездить на этой машине, что называется, до упора. Она надёжна. Особых неудобств на трассе не доставляет.

Водитель «праворукого» микроавтобуса «Мицубиси-Шэриот» Игорь МАСЛОВ более эмоционален.

– Это просто абсурд! У трактора К-700 руль тоже справа, однако же он ездит по трассам и в городах, и никто не собирается его запрещать! Кто подумал о людях, которые купили праворульную машину, отдав свои последние сбережения? Я согласен, что пора запретить ввоз машин, которые ездят более семи лет, но это должно касаться всех машин. А чтобы снизить аварийность, надо ужесточить контроль за автошколами. Вы посмотрите, сколько лихачей у нас развелось на дорогах, и в основном молодёжь. Как их учили?

 

Дошли до точки

Запрет на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулём пока не принят. На это требуется соответствующее постановление правительства. Однако уже в минувшие выходные в Алматы прошла акция протеста со стороны владельцев правосторонних автомобилей. Не намерены оставаться в стороне и костанайцы. Уже сейчас начат сбор подписей против запрета праворульных. Владельцы салонов обратились с письмами к костанайским депутатам и правительству. В городской акимат подана заявка на проведение акции протеста.

 

Изменится ли кардинально ситуация на дорогах после запрета «праворуких» авто? Ставим свою зарплату против подержанной иномарки, что нет. Стремление оставить на трассах только леворульные автомобили больше похоже на очередную кампанию по заказу сверху.

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

НЕПРАВЫЕ «ПРАВЫЕ»
С 1 января 2007 года Казахстан намерен ввести запрет на ввоз автомобилей с правосторонним управлением, а с 2009 года полностью запретить их эксплуатацию.

ОПРОС
Кто выиграет от запрета на ввоз и эксплуатацию автомобилей с правым рулем?