На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 43 (239)
26 октября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

БУЛАТ КИТАРОВ: «МЫ БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА...»

Сегодня собеседник «НГ» - Булат КИТАРОВ, главный санитарный врач Костаная. По его словам, пока всё хорошо, никто о санитарных врачах даже не вспоминает. Видимо, интервью с ним - как раз-таки показатель того, что не всё спокойно в нашем королевстве. Есть ли гарантии эпидемиологической безопасности и насколько защищены наши дети в садах и школах, мы решили спросить у профессионала. Впрочем, вопросы касались не только работы...

 

Досье «НГ»
Китаров Булат Аяпбергенович
Родился в 1959 году в Караганде.
Окончил Карагандинскую среднюю школу олимпийского резерва, где занимался боксом.
В 1977-1983 годы учился в Карагандинском государственном медицинском институте на санитарно-гигиеническом факультете по специальности «Эпидемиология, санитария, гигиена».
В 1983 году по распределению прибыл в Костанай, работал главным врачом городской дезинфекционной станции.
В 1992 году основал боксерский клуб «Булат», где работал тренером. Является заслуженным тренером РК по боксу и кикбоксингу. Воспитал 12 мастеров спорта, 3-х мастеров спорта международного класса, некоторые из которых становились финалистами чемпионата мира, чемпионами Европы и СНГ.
В 1998 году вернулся на госслужбу, став начальником эпидемиологического отдела департамента госсанэпиднадзора Костанайской области.
С 5 апреля 1999 года – начальник городского управления санэпиднадзора Костаная.
Кандидат медицинских наук.
Женат, трое детей, двое внуков.

 

А где гарантии?

- Отравление детей в костанайских яслях-саде №9 показало, что мы не защищены на все 100%. Два года назад кишечной инфекцией заразили более 150-ти детей в Рудном. При этом виновных так и не нашли. Так и будем жить от случая к случаю?

- Ответьте вы: США – сильное государство? У них большое количество спецслужб, причем вооружённых самой передовой техникой. Но они не смогли предотвратить 11 сентября, и это стало катастрофой национального масштаба. Никто на 100% не застрахован от ЧП. Что касается садика, то все его сотрудники проходили санитарные минимумы, медицинский осмотр, но случилось так, что дети отравились. Сыграл роль человеческий фактор. Слава Аллаху, ничего катастрофического не произошло. Но я ведь не могу ответить за всех кухонных рабочих всех пищеблоков в Костанае.

Сегодня санитарная служба находится в непростой ситуации. Санитарные врачи сами плохо защищены. Раньше, например, у них были хотя бы проездные билеты. Сегодня специалисты по всему городу передвигаются на автобусе и платят из своего кармана. При такой работе теряется оперативность. Костанай всё-таки не маленький город.

Часто ситуация просто не зависит от нас. Мы же не можем на свои деньги поехать и заменить устаревший трубопровод, на котором постоянно случаются порывы, или научить людей не бросать мусор где попало. Взять те же детские сады или школы: в них слишком старое оборудование на пищеблоках. Допустим, есть оборудование для приготовления омлета. По санитарным нормам омлет готовится 5-7 минут. В некоторых садах оборудование настолько старо, что одна порция на 40 детей готовится около 30-ти минут. Если в садике 200 детей, то пока готовят остальным, первые сорок порций лежат и ждут около двух часов.

- По поводу гарантий безопасности. Помнится, главный санитарный врач России, чтобы доказать безопасность куриных окорочков в плане птичьего гриппа, отобедал курятиной прямо перед камерами телеканалов. Наши чиновники, и в частности санитарные врачи, способны на подобное?

- Если на то пошло, я тоже могу окорочок перед вами съесть. Я ничем не рискую при этом. Я прекрасно знаю, что через обработанную, то есть отваренную курятину никакой грипп не передается. В садике №9 ситуация была совсем иная. Это даже сравнивать трудно. Поймите, мы же не можем поставить возле каждого повара своего специалиста. Ещё раз повторю, я не могу отвечать за всех. Мы сделали всё, что возможно. Ситуация в школах и детских садах строго контролируется.

- В Америке, которую вы уже сегодня упоминали, в случае ЧП ответственный чиновник обычно подает в отставку. У нас такой традиции нет. Что должно случиться, чтобы вы заявили: не имею морального права оставаться главным санитарным врачом Костаная? Не дай, конечно, бог.

- Наступит, наверное, момент, когда за меня решат, что мне уже хватит здесь работать. А что касается лично меня… Такая ситуация возможна. Я ведь работаю не один. Моя работа оценивается по тому, как работают мои сотрудники. Но вы ставите так вопрос, что лучше бы мне работать здесь до самой пенсии (смеётся).

- Если оценивать эпидемиологическую безопасность в Костанае по 10-балльной шкале, насколько бы вы ее оценили?

- На «9». А если сравнивать с югом страны, то и на все «10» баллов. Почему? Потому что стоит сравнить хотя бы состояние рынков, тамошних и местных. Там ведь на улицах пирожки жарят, парят. Мы же вообще запретили в центре города этим заниматься в необорудованных для этого местах.

 

«Костанай уже сыт...»

- Вы как главный санитарный врач города, находитесь, я бы сказал, между трёх огней: с одной стороны, общественность, с другой – непосредственное ваше начальство в лице областной СЭС, с третьей – администрация города и области. Вы часто испытываете профессиональный страх, работая в таких условиях?

- Мы работаем по действующему законодательству, руководствуемся санитарными требованиями. Я не испытываю давления ни от одной из названных вами сторон. Естественно, я переживаю, чтобы на моём участке, да и вообще в области никаких неординарных ситуаций не возникало. Но мы бойцы невидимого фронта. С санитарными врачами так: случилось что-то – виноваты они, но если всё благополучно, это как бы само собой разумеется.

- Часто ли возникают ситуации, когда вы не согласны с заданием руководства? И вообще, как вы поступаете в таких случаях?

- Да, были такие ситуации, не без этого. Но скажем так, мы всегда находили компромисс.

- Приходилось беседовать с хозяевами нескольких кафе. По их словам, чтобы санитарные врачи к ним хорошо относились, они частенько предоставляют им vip-залы в своих заведениях. Вам когда-нибудь приходилось о таком слышать?

- Я официально заявляю, что сам я vip-залами никакими не пользуюсь. Я-то как раз сижу в кабинете, а с предпринимателями контактируют мои подчиненные. Были случаи, когда жаловались на сотрудников, но мы такие дела сразу пресекаем. Я не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что такого нет вообще, но и верить в массовую продажность санврачей у меня нет никаких оснований. А если кто-то столкнулся с подобным фактом, кто мешает позвонить нам и сообщить об этом? Я просто уволю того сотрудника. Может быть, тут вопрос в другом – это выгодно самому предпринимателю. В этом случае наверняка он и инициирует такое «сотрудничество».

- Есть ещё одно весьма распространенное мнение якобы «откаты» даются при получении санитарной книжки, для ускорения процесса, так сказать…

- С августа прослушать санитарный минимум можно бесплатно. Раньше за лекцию платили около 230 тенге. Сама санкнижка стоит около 50-ти тенге и имеется в свободной продаже. Купи книжку, приди, посиди пару часов и всё. Есть ли смысл давать «откат», а главное - за что? По-моему, здесь больше надуманного.

- Но санитарные службы и при проверках перестали бояться, вам не кажется?

- Нет принципа внезапности, как раньше. Кроме того, что всякая проверка регистрируется в органах прокуратуры, так ещё и высылается уведомление о предстоящей проверке самому объекту. Так предписывает закон. В итоге только ленивый не побеспокоится сделать всё к приходу санврача. Ему же ещё и план проверки высылается, там вообще указано, что и по каким критериям мы будем проверять. Раньше предприятия не знали, когда мы придём, и постоянно следили за выполнением санитарных требований у себя на предприятиях.

- Меняется ли со временем гражданская активность населения, то есть жалоб поступает больше, чем раньше?

- Обращаются много, но в основном по коммунальным вопросам. Свалка у дома или вода грязная. Много обращений по поводу шума в кафе или магазинах, расположенных в домах.

Я считаю, сегодня нужно ставить вопрос о запрете размещения в жилых домах всякого рода увеселительных заведений. Но опять же по закону о поддержке частного предпринимательства, если все санитарные нормы соблюдены, мы не можем ничего запретить. Если откажем – значит, ущемляем права бизнеса. Конечно, мы принимаем меры, выезжаем, делаем замеры и, как правило, по нашим докладным акиматы сокращают режим работы этих заведений.

А вообще я считаю, что областной центр уже сыт. Это касается и продуктовых магазинов. В Костанае их уже 563. Есть дома, где по 3-4 продуктовых магазина, в которых, конечно, будет залёживаться товар. Нужен нормативный документ, запрещающий открывать увеселительные заведения или продуктовые магазины в жилых домах. Пусть строят отдельные здания. Конечно, поддержка бизнеса – это хорошо, но вопрос здоровья людей намного важнее.

 

«Не мечтал стать хирургом...»

- Бытует мнение, что в санитарные врачи идут те, кто не смог стать хирургом, например.

- Я никогда не мечтал стать хирургом. Даже не думал никогда оперировать. И вспомнить не могу, почему поступил в Карагандинский мединститут. Просто кто-то посоветовал. Да, были разговоры, мол, санитарный врач - это не профессия, особенно среди молодых медиков. Шутили даже: курица – не птица, санитарный врач – не врач. Но мне нравилось учиться, а потом и работать санитарным врачом.

- Уже будучи санитарным врачом, вы на несколько лет уходили тренировать детей в организованный вами же спортивный клуб. С чего это вдруг?

- Своего сына Талгата я тренировал сам, просто как общественник. Сын стал показывать неплохие результаты, стал чемпионом Казахстана, вошёл в юношескую сборную страны. Я бросил основную работу и решил создать уже профессиональный спортивный клуб «Булат». Сын вырос, стал мастером спорта международного класса, был финалистом чемпионатов мира и по боксу, и по кикбоксингу. Сын сейчас – первый заместитель директора департамента физической культуры Астаны. Буквально в прошлый понедельник ему присвоили звание заслуженного тренера РК. Может, именно потому, что мой сын реализовал себя в спорте, я ушел от тренерства. И в 1998-ом году вернулся на работу санитарным врачом.

 - Экономическая составляющая в этом вопросе как-то повлияла на ваш выбор?

- На спорте много не заработаешь. Наоборот, приходится много вкладывать в поездки детей на соревнования. Но и здесь особо много не заработаешь. Ходят какие-то небылицы о заработке санитарных врачей, якобы каждый предприниматель в СЭС просто телегами дает «откаты». Не знаю, не сталкивался. Спросите об этом у бизнесменов. Пусть назовут фамилии. Это же всё легко проверяется.

- Если я спрошу у вас, сколько вы зарабатываете, вы ответите?

- Заработная плата госслужащего, будь она большая или маленькая, не является тайной. Я получаю около 50 000 тенге.

- Какую самую страшную ситуацию вам пришлось пережить в жизни?

- Внук мой попал в аварию и был в состоянии клинической смерти. Это страшно, когда с близким что-то случается, а от тебя ничего не зависит, и ты ничем не можешь ему помочь.

- Вы жалеете о чём-нибудь не сделанном вами в прошлом?

- Нет. Если бы даже дали возможность, я бы ничего не менял. Наверняка. На всё воля Аллаха. Есть дети, есть внуки, меня это радует.

- Что вам дал спорт в вашей работе?

- Спорт даёт уверенность, дисциплинирует. Среди спортсменов мало подлых людей.

- Не тесно на госслужбе, где есть начальство, которого нельзя ослушаться, и рамки, за которые нельзя выйти?

- Сложный вопрос. Если честно, сейчас очень сложно работать госслужащему, оставаясь при этом человеком и не теряя своего лица. Иметь своё «я» вообще сложно. На это способны немногие. Но пока меня ещё никто не упрекал, что из-за работы я изменился в худшую сторону.

Булат МУСТАФИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

БУЛАТ КИТАРОВ: «МЫ БОЙЦЫ НЕВИДИМОГО ФРОНТА...»
Сегодня собеседник «НГ» - Булат КИТАРОВ, главный санитарный врач Костаная. По его словам, пока всё хорошо, никто о санитарных врачах даже не вспоминает.