На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 42 (238)
19 октября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
Страна советов
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Зверские дела
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

МАРАТ АЙТКАЗИН: «Я НАЧИНАЛ С ВАЛЕНОК»

«Гораздо больше налоговых поступлений должно оседать в бюджетах районов. И рано или поздно, мы к этому придем», - считает карабалыкский бизнесмен Марат АЙТКАЗИН. «Динозавр» местного предпринимательства делится с корреспондентом «НГ» секретами своего бизнеса и взглядом на экономику сегодняшнего села.

Досье:

Марат Нургалиевич Айтказин

Родился в 1963 году в Караганде.

1977-1981 - учеба в Карагандинском техникуме промышленного и гражданского строительства.

1981-1983 - служба в армии.

1983-1988 - учёба в КарГУ по специальности «Экономика и планирование материально-технического обеспечения».

1988-1990 - главный инженер Комсомольского быткомбината.

С 1990 года ведёт свой бизнес.

Женат. Имеет двоих детей: дочь Аиду и сына Тимура.

 

Через тернии

- Бизнес я начинал с валенок. Отработал два года главным инженером в Комсомольском быткомбинате, где всё было типовым: нормы, расценки, услуги.

Потому, наверное, и захотелось создать свой бизнес. С друзьями нашли простаивающий пимокатный цех в Тогузаке. Конечно, было немного страшно отказаться от заработной платы и уйти в свободное плавание, но желание быть независимым пересилило.

Помню, начиналось всё очень сложно. Пимокатов возили из Магнитогорска. Мы их собирали по многоэтажкам, привозили к нам, чтобы они передали опыт нашим. Магнитогорцев нужно было содержать, платить хорошие деньги. Мы и сами работали днями и ночами. Это ведь, простите, нужно закатать рукава, и руки у тебя по локоть в дерьме. Позже некоторые процессы механизировали, сами станок изготовили для расчесывания шерсти.

Два года мы поработали, пока нас не закрыли со скандалом. Наша независимость не понравилась первым руководителям района. Кооператив кроме валенок занимался немного посреднической деятельностью. Вроде и не запрещалось законом, а раздражало. Последней каплей, кстати, стал наш отъезд всем кооперативом на отдых в Турцию. В начале 90-х для района это было что-то невероятное. Начались проверки, стали выявлять мнимые нарушения. Газетные статьи появились, где о нас, мягко говоря, не совсем хорошо отзывались. Помню, одна называлась «Нужны ли нам такие кооперативы?». Закрыли нас незаконно.

- Правоту свою доказать пытались?

- Выиграли в районном, областном судах. Но неугомонный руководитель района Культай Демисенова подала на апелляцию в столицу. Людей туда отправляла и, в конце концов, выиграла. Конечно, погоревали. Мы ведь были в районе одними из первых. Это были зачатки предпринимательства. Были ещё кооперативы, которые производили бетонные кольца и олифу, занимались сантехмонтажом, дробилками, один ПК дома монолитные строил. Если бы в то время нас всех поддержали, дали бы кредиты, льготы какие-то, то бизнес, именно производственный, уже тогда мог развиться очень сильно. А так нам пришлось зарабатывать на пункте обмена валюты. Мы здесь рядом с границей, движение капитала, можно сказать, перед носом. Начинали с $500, потом раскрутились. Лет через 5 вложили заработанное в торговлю, хотя в райцентре в ту пору магазинов было уже много.

- Тогда почему именно в торговлю?

- Мы всё-таки с женой два экономиста. Провели небольшой анализ торговых точек, и оказалось, что торговля делала наценку на товары от 70% и выше! Всё потому, что тогда денег на руках у людей было много, и товары уходили влёт. Мы не стали форсировать события. Арендовали небольшое помещение на краю посёлка, сделали красивые витрины, прилавки зеркальные – первые в районе. Товар завезли. А потом обрушили цены раза в два. Мы ставили наценку около 30-40%. Очереди в наш магазин на улице стояли. Да что таить - выручка была бешеная. Потом свои магазины появились в соседних посёлках.

Сначала возили макароны из Костаная, потом решили сами производить. Так же появился свой хлеб. После пекарни нужно было строить свою мельницу. Представляете: 99-й год, везде разруха, а мы мельницу возводим за $60 000. Тогда же появился костяк нашей квалифицированной бригады строителей, в которой сегодня работает до 100 человек. Запустили мельницу - захотелось производить свою пшеницу. Через несколько лет добились и этого, взяв 3000 га земли у пайщиков.

Сегодня эта цепочка благополучно работает, а когда-то я только мечтал её создать. Сегодня ТОО «Агроцентр Статус» занимается тремя направлениями: сельским хозяйством, строительством и торговлей. Всё остальное пришлось разбить на ИП, и не из-за того, что есть какие-то льготы, просто так легче вести отчётность.

 

Узаконенный рэкет

- Марат Нургалиевич, так называемая «социальная ответственность бизнеса», о которой любят говорить чиновники, для вас конкретно что значит?

- Это очень хитрое изречение. Получается, берите школы, садики, больницы и финансируйте их существование? Я в корне с этим не согласен. Да, бизнес имеет свои доходы, но мы платим налоги, и у нас самих проблем хватает. Мы обеспечиваем рабочие места, инфраструктуру создаем. Например, газифицируем свои объекты или тянем туда воду, а люди этим пользуются. Это и есть социальная ответственность бизнеса. Мы свою роль выполняем на 200%, при этом половина из них - по большому счету функции государства.

Вот, к примеру, наши земли в Терентьевке - и мы там клуб отремонтировали. Не обязаны были, но ладно - аким попросил, мы сделали. Теперь там заведующая клубом работает на полставки и получает 3500 тенге. Конечно, я бы мог платить ей 15 000 тенге, но почему я должен платить? Она мне как-то письмо принесла, мол, прошу выделить дрова для нашего клуба, потому что я была у акима и он сказал, что вы нам должны помогать. Мне не машину дров жалко, я принципа не понимаю. У нас ведь замечательный президент, умное правительство, об этом много пишут в официальной прессе. Так почему нельзя сделать так, чтобы эти вопросы решались, как и положено, за счёт бюджетных денег?

- Скажите, в виде социальной помощи вы отдаёте больше, чем экономите на льготном налогообложении?

- Однозначно. Уберите льготы, но только не попрекайте в неблагодарности. Были бы у меня четыре руки, голосовал бы за это всеми четырьмя. Наше предприятие за всю историю ни грамма бесплатных гербицидов, фунгицидов или удобрений не получило. Льготное топливо - да, получаем. Но пока его оформишь, больше потратишь. В этом году для нас это совсем неощутимо. Нам ничего практически не доходит. Просто это кормушка для кого-то. Если это «льготное», то это всё расходится по звонкам сверху, по блату, за полцены, за определённые откаты. Вот и всё.

- Вам приходилось отказывать в просьбах акиму района? И если да, то интересно, в каких именно?

- Приходилось. Тем акимам, кто был раньше. Сейчас часто даже сам предлагаю свою помощь. Это не лесть. Просто когда видишь, что человек делает для района, то хочется ему помочь. Есть у нас фонд «Максат», куда местные предприниматели вкладывают деньги. За эти деньги перед нами очень подробно отчитываются в конце года. Такие фонды нужны.

- Как вы относитесь к тому, что чиновники покупают себе на бюджетные деньги дорогие «тойоты» или «джипы? У вас у самого-то какая машина?

- Недавно только купил себе джип, и то не новый. Я не настолько богат, чтобы покупать себе дорогие машины. Считаю, если есть возможность, то лучше вложить их в производство. А что касается чиновников - скромнее надо быть. Конечно, сажать чиновника на б/у иномарки смысла нет, но почему бы на тех же «хондах» не ездить или на «ниссане»? Почему именно дорогие «тойоты», «ауди» или «мерседесы»? И за этим, на мой взгляд, должны следить депутаты маслихатов. А раз тратят деньги попусту, то это показывает уровень нашего депутатского корпуса. Депутаты должны быть людьми независимыми, чтобы каждую строчку бюджетных расходов могли смело проверить. А если депутаты плохо работают - значит, мы, избиратели, плохо избираем. По спущенным спискам. Ну и журналисты должны на эти темы активно писать.

А вообще, я считаю, что должно быть жёстко установлено, на каких авто должен ездить чиновник определённого уровня. С учётом возможностей казны. Тогда и видно будет, кто нарушил, кто зарвался. А хаос и непрозрачность в вопросах траты бюджетных денег выгодны тем, кто ворует. Я вот для бассейна себе выбирал немецкую плитку. Так обнаружил, что у немцев только к плитке 96 требований. Буквально всё упорядочено до мелочей. И нам нужно этому учиться.

 

Некоторые принципы

- Вы считаете себя успешным бизнесменом?

- По крайней мере, всё то, за что мы брались до сих пор, у нас получалось. Не считая валенок, но там нам не оставили выбора. На днях очень выгодную сделку совершил. Есть кое-какие задумки.

 - Как вы считаете, какой в идеале должна быть государственная поддержка бизнеса?

- Сейчас практически никто не мешает работать. Плати налоги и спи спокойно. Но, например, обязательное страхование в растениеводстве. Это же маразм! Ладно, я заплачу эту страховку. У нас часто град бывает. Если случилось, так заплатите мне за всё, и за неполученный урожай тоже. А то ведь возвращают только расходы на ГСМ и семена. Это чистейшей воды вымогательство. И деньги в чей-то карман идут. Сидит в парламенте агашка и лоббирует все эти дела.

 Есть, например, крупные наши зерновые фирмы, у которых по 500 000 га. Если взять по 100 тенге с га, то нужно только за страховку отдать 50 000 000 тенге. Я глубоко сомневаюсь, что эти гиганты платят такие деньги. А из крестьян рядовых всё выжимают.

- А доведись стать акимом, опыт бизнесмена и принципы как бы использовали?

- Я этого не хочу. Но если был бы акимом, то, думаю, придерживался стиля работы экс-акима области Умирзака Шукеева. Не вмешивался бы в работу конкретного предприятия, когда это не требуется, а проводил бы какую-то ценовую, экономическую политику. Действовал бы экономическими рычагами.

- Как относитесь к выборности акимов?

- Вообще, это давно назрело. Должен быть выбор. Мне непонятна боязнь руководства страны внедрить выборность акимов уже давно. Хотя и здесь не всё так просто. Выбирать ведь, по сути, приходится из тех, кого назначили.

- Спрашиваю, как у опытного управленца. Многие государственные предприятия еле выживают, причина здесь в плохом управлении или в том, что они зачастую занимаются неприбыльными видами деятельности?

- В Карабалыке куб воды стоит уже больше 200 тенге. Для Костаная, наверное, это вообще нонсенс. Я просто не знаю, как так можно работать коммунальщикам. Фактически заказать водовоз «ГАЗ-53» ёмкостью 3 куба с родника стоит 600-700 тенге. Но это чистая родниковая вода, для машины покупали бензин, платили зарплату водителю, а цена - одинаковая?! Есть желание договориться с предпринимателями и провести аудит годового баланса коммунальщиков . Вообще-то, эти вопросы маслихат заслушивает, но толку нет. Может, потому что они не экономисты.

- У вас много свободного времени?

- В принципе, я целый день свободен. Есть хорошие замы, которые всем занимаются, и они получают хорошую заработную плату.

- Какой основной принцип предпринимательства?

- Порядочность.

 

Материал публикуется в рамках гранта фонда «Сорос-Казахстан» «Мониторинг прозрачности местных бюджетов Костанайской области».

Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения фонда «Сорос-Казахстан»

 

 

Булат МУСТАФИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

МАРАТ АЙТКАЗИН: «Я НАЧИНАЛ С ВАЛЕНОК»
«Гораздо больше налоговых поступлений должно оседать в бюджетах районов. И рано или поздно, мы к этому придем», - считает карабалыкский бизнесмен Марат АЙТКАЗИН. «Динозавр» местного предпринимательства делится с корреспондентом «НГ» секретами своего бизнеса и взглядом на экономику сегодняшнего села.