На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 41 (237)
12 октября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Автосалон
Копнем и уроем
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

ОРАЗ ЖАНДОСОВ: «БЕЗ СМЕНЫ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ КАЗАХСТАН НЕ СТАНЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ»

В начале прошлого года в Послании народу Казахстана глава государства заявил, что к 2015-му году ВВП на душу населения может составить около $9000. Опираясь на этот прогноз, в марте этого года он поставил задачу войти к этому сроку в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

По темпам экономического развития международные рейтинговые организации ставят сейчас Казахстан на 51-е место, да и по объёму производства мы находимся на 61-ом, что, по мнению многих специалистов, делает поставленную задачу выполнимой. Но рейтинг определяется и по другим критериям, связанным с человеческим развитием. И тут у нас накопилось немало проблем. С чем они связаны? Своё мнение по этому поводу обозревателю «НГ» высказал сопредседатель Демократической партии «Настоящий «АК ЖОЛ» Ораз ЖАНДОСОВ.

Досье «НГ»:

ЖАНДОСОВ Ораз Алиевич.

Родился в 1961 году в Алма-Ате.

Учился на экономическом факультете МГУ, там же окончил аспирантуру.

1987-1992 гг. – младший научный сотрудник Института экономики АН КазССР, консультант, заместитель руководителя Высшего экономического совета при президенте РК.

1993-1998 гг. – первый заместитель министра экономики и председатель Национального агентства по иностранным инвестициям, затем возглавил Национальный банк Казахстана.

1998-2002 гг. – первый заместитель премьер-министра РК, председатель Госкомитета по инвестициям, министр финансов, президент ОАО «KEGOC» («Казахстанская компания по управлению электрическими сетями»), председатель Совета ассоциации финансистов РК.

2003-2004 гг. – помощник Президента РК, председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

Один из создателей объединения «Демократический выбор Казахстана», с апреля 2005 г. - сопредседатель ДПК «Настоящий «АК ЖОЛ».

Женат, имеет двух дочерей и сына.

Развития нет

- Ораз Алиевич, увеличение производства Казахстана за счёт роста экспорта нефти - тенденция общеизвестная. Что меняется и меняется ли в других секторах экономики, чтобы наша республика реально претендовала на выход в число развитых стран?

- Больших сдвигов в сторону уменьшения зависимости от нефти нет. Поток нефтедолларов растёт, растёт и спрос внутри страны. Поэтому и предприятия, связанные с местными услугами, тоже развиваются. Я имею в виду пищевую промышленность, производство стройматериалов и некоторые другие отрасли. Их продукцию везти издалека дорого, поэтому они производят то, что в этом же районе и потребляется.

Если же говорить о развитии предприятий, продукция которых должна конкурировать на глобальном рынке, там развития не происходит. За исключением финансового сектора, который занимается экспортом финансовых услуг путём открытия за рубежом своих филиалов и привлечения средств на открытые там счета. Но заслуги теперешнего правительства в этом нет. Процесс начался ещё с начала 1998 года, когда были проведены реформы в этом секторе.

Ключевой вопрос, на мой взгляд, в том, что реально инвестиционный климат в нашей стране не очень хороший. Эту проблему можно стараться не замечать, как это делают сегодняшние власти, но она объективно существует.

В инвестиционном климате можно выделить две составляющие: твёрдую и мягкую. Обе они важны и взаимодействуют между собой. К твёрдой я отношу компоненты, связанные с инфраструктурой. Это и удалённость Казахстана от всех рынков, и реально плохие географическо-климатические условия, и проблемы с наличием рабочей силы, и ухудшение ситуации с образованием. Мягкие компоненты – коррупция, зависимый суд, непрозрачность принимаемых правительством решений, их непоследовательность. Всё это является причиной отсутствия равной игровой площадки для всех потенциальных инвесторов.

О наших недостатках хорошо известно Всемирному банку и другим организациям, занимающимся инвестированием.

Где отечественный капитал?

- Вы говорите о зарубежных инвесторах. Но почему отечественный капитал уходит за границу?

- В целом, в мире, и у нас, в частности, больших ограничений для движения капитала в обе стороны нет. Нет запрета на приток капитала из-за рубежа в те отрасли, о которых мы говорили. Нельзя ограничить и оставить в нашей стране тот капитал, который сегодня концентрируется у некоторых групп в Казахстане. Капитал мобилен.

- Глава государства постоянно призывает иностранных инвесторов к нам, в то же время деньги казахстанцев уходят за границу. Может, потому, что отечественных инвесторов не пускают в очень прибыльные, сырьевые отрасли, оставив их иностранцам?

- Знаете, а я бы не сказал, что сырьевой сектор такой уж прибыльный. Что касается инвестиций, которые вкладывались в сырьевую сферу, там все контракты заключались в большей степени в интересах инвесторов, нежели государства. То есть они прибыльны за счёт государства, за счёт того, что норма прибыли заложена выше, чем среднемировые показатели.

Товар, который производят предприятия иностранных инвесторов, на рынке востребован как сырье, как полуфабрикат, поэтому больших проблем со спросом нет. А ведь именно спрос на товар определяет поведение инвестора. Если есть спрос - деньги в компанию вкладывать выгодно.

 Что касается использования отечественного капитала, то это вопрос многомерный. Он имеет несколько составляющих. Первая - у нас есть сырьевые компании, которые реально отечественные, хотя числятся иностранными (например, ССГПО в Рудном). Там гигантские прибыли, но, к сожалению, они не достаются бюджету, а остаются у владельцев этих компаний. Никто из них, по большому счёту, не инвестирует серьезные проекты обрабатывающей промышленности внутри страны. Почему они этого не делают и почему их никто не заставляет - это вопрос.

Есть ещё в Казахстане компании среднего уровня, которые поднялись в других отраслях. Их почему-то в сырьевой сектор не пускают. Это тоже проблема. Она будет до тех пор, пока тендеры на новые месторождения не станут открытыми и честными.

Есть крупные отечественные компании, которые двигаются за рубеж. Они делают это сознательно, потому что инвестиционный климат в той же России лучше, чем в Казахстане.

Ещё один крайне важный вопрос - хватает или не хватает отечественного капитала для инвестиций внутри нашей страны? У нас большая доля ВВП - прибыли сырьевых компаний. Вопрос в том, как эти, допустим 15% прибыли, делятся между государством и компаниями? Идеальная модель - примерно 5% отдать компаниям, остальные 10% - в бюджет. На самом деле ситуация не такая. Но даже если поделить пополам, что делать государству? Отдать их населению, и тогда какая доля пойдет на сбережения людей, а какая будет истрачена ими на текущее потребление? Если не учитывать доходы сырьевого сектора, то норма сбережений населения у нас маленькая, она примерно в три раза ниже, чем в Китае. Поэтому найти ресурсы для инвестирования внутри страны у нас проблематично.

Доходы населения и инфляция

- Вы всегда выступали за существенное увеличение доходов населения, а ваши оппоненты отвечали, что такие шаги резко поднимут инфляцию, которая «съест» все добавки. Можно ли найти такую среднюю линию, чтобы доходы росли более быстрыми темпами, а цены, если и росли, то не так быстро?

- Тут два разных вопроса. Инфляция - это не только спрос, который может расти бешеными темпами и - что особенно важно - непредсказуемо. Чтобы была предсказуемость, в экономической политике государства должны быть нормальное прогнозирование и элементы планирования.

Если идёт уровень инфляции до 20% в год, то государственная политика должна стимулировать рост предложения. Потому что предложение должно успевать за спросом. Для этого нужно снять всякие барьеры на пути развития нового предложения. Это касается конкурентной политики в первую очередь. Что касается доходов… Здесь вопрос в том, какую часть и в какой форме нужно сберечь через вмешательство государства. Не отдавая на выбор населения, что им самим беречь, а что расходовать. Это очень сложно.

Стоит ли сейчас государству получаемую прибыль сберегать в денежной форме или, учитывая огромные потребности в развитии инфраструктуры страны, вкладывать их в эту сферу? Здесь наиболее сложный выбор. В политике роста предложения у государства активная и относительно лёгкая роль. Хотя в Казахстане сложившаяся система власти (с её вертикальным устройством и отсутствием внутренних обратных связей) является сейчас ступором. Что касается баланса между тем, какую долю и в какой форме должно накапливать государство, а что нужно отдать населению, это более интересно. Но в современной экономике эту задачу предстоит решать постоянно, при любом политическом устройстве.

 

Идеологический лозунг

- Средства, которые казахстанцы накапливают на банковских депозитах, заметно выросли. Расширяет ли это возможность инвестирования отечественной промышленности?

- Если вы посмотрите, сколько процентов эти сбережения составляют от всех доходов, то это величина маленькая. В Китае доходы на душу населения примерно в два раза меньше казахстанских, а сбережений в три раза больше. В целом, динамику движения нормы сбережений в Казахстане нельзя назвать положительной. Просто сегодня все это скрыто большим притоком денег в сырьевом секторе. Если убрать этот «слой», там картина не очень положительная.

- Можно ли считать скупку квартир формой сбережения? Ведь зачастую их покупают люди, уже имеющие жилье.

- Для малой части населения это действительно так. Я бы сюда отнес еще и покупку земли. Все это делается в расчёте на дальнейший рост цен. Иначе нет смысла. На каком-то узком сегменте рынка цены будут расти, не исходя из роста потребностей. И это может отражать общую тенденцию в остальной - большей части рынка. Но я уверен, если государство будет иметь правильный план по развитию этой части рынка, если конкурсы по продаже земли будут честными и прозрачными, то цены на жильё в элитных районах городов упадут. Тут и другой вопрос - крупные застройщики домов «срослись» с городскими акиматами, и эта ситуация их всех устраивает.

- Вы верите, что Казахстан к 2015-му году действительно сможет войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира?

- Для руководства страны эта цель, скорее, идеологический лозунг. Он звучит привлекательно, но в то же время тут не затрагиваются вопросы, на которые власть предпочитает не отвечать. Тут надо понимать конкретно - конкурентоспособными должны стать все сегменты экономики: от производства кирпича до самой сложной в технологическом отношении отрасли, а тем более и социальной сферы. Пусть по каким-то критериям мы будем на 40-ом месте, по каким-то - на 60-ом. Важны положительные сдвиги, они должны быть даже в самых отдалённых аулах.

Я твёрдо убеждён: в оставшиеся девять лет без смены режима власти - речь идёт не о смене людей, а именно об изменении системы власти - мы этого не добьёмся.

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

ОРАЗ ЖАНДОСОВ: «БЕЗ СМЕНЫ СИСТЕМЫ ВЛАСТИ КАЗАХСТАН НЕ СТАНЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ»
В начале прошлого года в Послании народу Казахстана глава государства заявил, что к 2015-му году ВВП на душу населения может составить около $9000. Опираясь на этот прогноз, в марте этого года он поставил задачу войти к этому сроку в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.