На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 39 (235)
28 сентября 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Спецназ
Частное мнение
36,6 С
ПМЖ
Квартирный вопрос
Автосалон
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
Наша акция
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

АЛМА ДОЩАНОВА: «НАМ НУЖЕН ДРУГОЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ»

В региональную программу Костанайской области на 2004-2006 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК включено 77 инвестиционных проектов на сумму 255 млрд. тенге. Большая часть запланированного уже выполнена. Однако все ли программные объекты, пусть и оснащённые современным оборудованием, можно считать инновационными? Ведь в нашей области до сих пор не работает ни одна структура, способствующая инновационному развитию.

О технопарке поговорили и забыли, то же самое – о бизнес-инкубаторе, и даже молочный кластер, в создание которого уже вложено много сил, как инновационная структура ещё не заработал. Туда ли уходят деньги, предусмотренные бюджетом развития? На вопросы «НГ» отвечает директор Института экономики и финансов Костанайского госуниверситета, председатель общественного объединения «Инновационно-консультационный центр» Алма ДОЩАНОВА.



Досье:
Дощанова Алма Иргибаевна.
Родилась в Ленинском р-не Кустанайской области.
Школу окончила в Аркалыке, в Кустанайском сельскохозяйственном институте получила специальность экономист, работала там же младшим научным сотрудником, преподавала.
В 2000 году, защитив диссертацию, стала кандидатом экономических наук.
В 2004 году создала общественное объединение «Инновационно-консультационный центр».
С апреля 2006 года - директор Института экономики и финансов КГУ.

 

Без денег инноваций не будет

– Алма Иргибаевна, слово «инновация» в последнее время мы слышим часто, но складывается впечатление, что далеко не все понимают его смысл.

- Этот термин предложил австрийский экономист Джозеф Шумпетер. Инновации – это одновременное проявление двух миров: техники и бизнеса. Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его «изобретением». Но когда к изменениям подключается бизнес, они становятся «инновациями». Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, он требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счёте, это может привести к формированию новых рынков. Первые микрокомпьютеры были созданы в 70-ые годы подростками в Калифорнии. Они собирали их из уже существовавших деталей, которые продавались в магазинах. Вскоре этот продукт создал для себя новый рынок, и за короткое время появилась совершенно новая отрасль.

– У нас немало людей, которые придумывают эти «новые продукты». Почему их «придумки» не становятся инновациями? Почему внедрение этих идей никто не хочет финансировать из местного бюджета? Для чего тогда существует ваш Инновационно-консультативный центр?

- Хочу сразу сказать, что наша организация работает на общественных началах и ее тоже никто не финансирует. Наша миссия обозначена в названии. Мы можем только консультировать. К нам не раз обращались изобретатели, но они чаще нуждаются в финансовой поддержке, и мы тут помочь им не можем. К сожалению, мы не можем их соединить и с заинтересованными производителями. Их изобретения бизнесом пока не востребованы. Приходят к нам и предприниматели. Но зачастую они хотят начать свое дело, которое не имеет никакого отношения к инновациям. Им нужна помощь в составлении обычного бизнес-плана. Это не инновационная деятельность. Технологическая цепь инноваций состоит из исследований, разработки и распространения. В первом звене НИИ и вузы проводят научные исследования различных идей, во втором – это всё воплощается в конкретные разработки, которые затем переходят в третье звено – производство. На выходе должен получиться готовый продукт, уходящий на рынок. Я видела задачу нашего центра в создании такой цепочки при реализации инновационных идей. Мы хотели объединить местных молодых амбициозных ученых, которые могли бы внедрить свои проекты в рамках областной программы индустриально-инновационного развития. К сожалению, нам похвастаться пока нечем.


Молочный кластер

– Вы участвовали в проекте по созданию в нашей области молочного кластера. О нём уже забыли?

– Областной акимат провел большую организационную работу, но говорить о функционировании этой структуры как инновационной преждевременно. Главная причина, на мой взгляд, в том, что реализация этой идеи до сих пор не подкреплена хорошей научной проработанностью всей системы соединения производителей, переработчиков и продавцов молочной продукции. Мы начали изучать факторы, из которых складывается себестоимость товара на каждом этапе его прохождения – от производителя сырья до потребителя конечного продукта, и выявили столько ценовых нестыковок, что для их устранения придётся потратить немало сил. Однако денег на эти исследования пока никто не выделяет.

– Странно. Мы много говорим о том, что Казахстан должен строить свое развитие на основе инноваций, в республике даже создано несколько институтов развития, которые призваны финансировать этот процесс, а на конкретную работу у нас денег нет. По сути, и проекты программы так называемого индустриально-инновационного развития области реализуются в основном за счёт кредитов, взятых предпринимателями под высокий процент. И тратятся они не на отечественные инновации, а на закупку оборудования, изготовленного за рубежом.

– Наши проекты, которые направляются в Инвестиционный Фонд Казахстана, в Банк Развития Казахстана и другие финансовые институты развития, проигрывают по своему качеству проектам из Алматы, Астаны и Караганды. Объясняется это просто – там более сильный исследовательский потенциал, имеющий опыт в разработках прикладного характера.


Не будем играть словами

– Давайте не будем обманывать себя красивыми и модными словами. Оставим разработку инновационных предложений для нескольких НИИ, которые еще с советских времен работают в Казахстане. Пусть государство их финансирует по полной программе, а они, в свою очередь, наладят деловые контакты с наукоемкими производствами, если таковые ещё остались в РК. А местные предприниматели пусть закупают современную технику за рубежом. Может, мы так быстрее впишемся в те самые 50 самых развитых стран мира?

– В ответ я позволю себе процитировать слова президента Нурсултана Назарбаева, которые он сказал, выступая перед студентами Евразийского университета: «Конкурентоспособные технологии, как стержень инновационной экономики, сами по себе не появляются. Это долгий процесс, трудно вынашиваемый плод научных исследований, сложных и затратных экспериментов и, наконец, идейного озарения ученых. Для организации производства товаров, можно, конечно, приобрести зарубежную технологию. Но не будем забывать, что ни одна уважающая себя страна не станет устраивать продажу новых технологий и секретов производства. Кроме того, если опираться только на заимствованные технологии, то мы законсервируем нашу технологическую отсталость и окажемся в зависимости от технологически и научно развитых стран». Костанайская область располагает богатыми запасами недр, но её экономика традиционно во многом строилась на развитии аграрного сектора. Так разве научно-производственный центр, который возглавляет Валентин Двуреченский, не играет сейчас ведущей роли в разработке и внедрении новых технологий обработки земли именно в нашем регионе? А возрастающая потребность аграриев в современной технике… Не создаёт ли она предпосылки для становления у нас машиностроения с соответствующим научным потенциалом?


И для бизнеса нужен инкубатор

– Тогда почему у нас такие большие проблемы с финансированием инновационной инфраструктуры? Я имею в виду вашу организацию, несуществующие технопарк и бизнес-инкубатор, которые помогали бы соединять предпринимателей с наукой.

– Я недавно была в Израиле, изучала опыт развития предпринимательства. Нас возили в бизнес-инкубатор, который располагается на берегу Мёртвого моря. Это целый город, в котором начинающие предприниматели на льготных условиях несколько лет реализуют свои бизнес-проекты. Деньги в инкубатор вложили евреи, которые живут за рубежом. Им проект приносит определенный доход, но небольшой. Главное, что ими движет, – желание помочь своей исторической родине. У нас таких меценатов пока нет. Другая ситуация там и с научной мыслью. У нас в области живет около 1 млн. человек и университетов с десяток, а в Хайфе, где мы были, при семимиллионном населении всего два университета: государственный и частный. Причём частный основал Альберт Эйнштейн, и он сейчас является ведущим в мире по развитию инженерной мысли. Там традиции разработки высоких технологий существуют давно, и они теперь приумножаются. У нас же ещё только закладываются. Мы недавно получили письмо, в котором Центр инжиниринга и трансфертных технологий РК предлагает молодым ученым разработать инновационные проекты. Победитель конкурса может получить $50 000. Раньше подобных предложений не было. Но и мы пока к ним не готовы. Два года назад на аналогичное предложение у нас никто не откликнулся.

И в Китае тоже лучше?

– Мы в своем желании быстрее развиваться почему-то берем за эталон модели, которые действуют в развитых странах (например – кластер), а потом всех напрягаем, искусственно подтаскивая под них. В итоге существенной прибавки не получаем, и сама идея дискредитируется. А в это время соседний Китай наполняет чуть ли не весь мир своим ширпотребом, и зарубежные инвесторы вкладывают туда огромные деньги, не заботясь об отсутствии там демократии.

– Что касается заимствованных моделей, то в Израиле нам читал лекцию один профессор, и когда я рассказала ему о нашем молочном кластере, он с удивлением спросил: «А кто их будет соединять? Самое главное – это их заинтересованность. Если ему выгодно, он будет туда входить, а насильем объединять… Я вас не понимают, господа». Я хотела услышать от него совета, с чего нужно начинать создание кластера, а он высказал очень простую истину: в условиях рынка, постоянной конкуренции, если кому-то что-то невыгодно, он на это никогда не пойдёт. Поэтому мы должны, прежде всего, думать о том, как можно объединить тех, кто сегодня конкурирует в молочном секторе.

Относительно китайцев хочу сказать: у них свои традиции. Они ночью будут работать, чтобы с утра их товар был лучше, чем у соседа. Если что-то и есть плохого качества, то это оттого, что его всё равно покупают. При этом они живут бедно. Но попробуйте заставить нашего безработного выполнять общественные работы. Там готовы трудиться за гроши. Я была очень удивлена во время поездки в Китай, когда узнала, что за неделю работы со мной моя переводчица получила всего $20. Это человек, имеющий высшее образование, знающий несколько иностранных языков!.. Нам вообще нужно прививать сегодняшней молодежи другой тип мышления – склонный к новациям. Как это сделать? Тут нам, преподавателям вузов, есть над чем поработать.

 

Материал публикуется в рамках гранта фонда «Сорос-Казахстан» «Мониторинг прозрачности местных бюджетов Костанайской области».
Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения фонда «Сорос-Казахстан».

Евгений ШИБАРШИН

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛМА ДОЩАНОВА: «НАМ НУЖЕН ДРУГОЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ»
На вопросы «НГ» отвечает директор Института экономики и финансов Костанайского госуниверситета, председатель общественного объединения «Инновационно-консультационный центр» Алма ДОЩАНОВА.