[an error occurred while processing this directive]
ТЁПЛЫЙ ПРИЁМ ИЛИ НЕЛЁГКИЙ ТОРГ?
Ни один зарубежный визит президента РК не вызывал такого обсуждения в прессе, как его предстоящая поездка в США, намеченная на сентябрь текущего года. Главной причиной называют тот факт, что официальных встреч между лидерами этих государств не было уже более пяти лет. И это при том, что руководство самого могущественного государства в мире объявило нашу страну своим стратегическим партнёром. Что же изменилось? Почему администрация Белого дома «смилостивилась» и, судя по публикациям в СМИ, готовит тёплый приём лидеру Казахстана?
Чтобы понять истинную причину наметившегося потепления политической атмосферы между Вашингтоном и Астаной, нужно вспомнить о причинах наступившего несколько лет назад охлаждения. Среди главных называют отставание Казахстана в демократических преобразованиях и возможную причастность некоторых высших должностных лиц РК к так называемому «Казахгейту». Вроде бы оснований для того, чтобы подвергнуть сомнению подобные аргументы, нет. Кто ж не наслышан о трепетном отношении американцев к соблюдению демократических принципов, равно как и о проявлении острой нетерпимости к фактам коррупции. А потому зачем без особой на то надобности президенту США создавать лишний повод для критики своими контактами с «деспотическим режимом»? Но если он сейчас на это пошёл, то выходит, что и демократии в нашей стране стало больше, и со взятками, в получении которых подозревались отдельные лица на казахстанском властном Олимпе, получилась «маленькая промашка»?
Что касается судебного разбирательства по «Казахгейту», то оно ещё не окончено. Сомнительно и то, что Вашингтон не видит разницы между реальными демократическими свободами и выражением намерений власти двигаться в этом направлении. Во всяком случае, Элизабет ДЖОНС, работавшая в середине 90-х годов послом США в Казахстане, в интервью одной из республиканских газет заявила:
– Президент Назарбаев сделал очень много заявлений в отношении политических реформ, того, что он хотел видеть, и тех позитивных изменений, которые должны происходить в стране. Но стиль реализации должен быть жёстким, то есть таким же чётким, как и его заявления, и, конечно, всё это будет предметом обсуждения в ходе визита в Вашингтон.
То, что тема политических реформ будет затрагиваться на предстоящей встрече в верхах, никто не сомневается. Но будет ли она главной? Неужто президент США согласился принять главу крупнейшего в Центральной Азии государства для того, чтобы, используя вожделенное желание гостя попредседательствовать какое-то время в ОБСЕ, наконец, установить в этой стране такие милые американскому сердцу демократические порядки? Нет, причина, скорее всего, в другом. О ней в какой-то степени можно судить по оценкам казахстанского эксперта Мурата ЛАУМУЛИНА, которые он сделал на конференции «Казахстан и США: состояние и перспективы сотрудничества». Данный форум прошёл в конце августа в Алматы при деятельном участии в его подготовке посольства США в Казахстане. Эксперт заявил, что причина потепления отношений американской администрации к руководству Казахстана заключается в том, что за океаном возобладало мнение тех аналитиков, которые более реалистично оценивают ситуацию в Центральной Азии. Эти выводы были подтверждены на той же конференции высказываниями американского специалиста по Казахстану Марты ОЛКОТТ. Она сказала, что влиять на становление демократии в другой стране крайне сложно. Особенно, когда приходится делать выбор «между стабильностью и демократией».
Кстати, и президент США на саммите «восьмёрки», который летом прошёл в Санкт-Петербурге, тоже заявил о праве разных стран самим выбирать свой путь движения к демократии. То есть налицо изменение позиции администрации Белого дома относительно сроков и способов проведения демократических реформ в странах азиатского континента. Но ведь Америка уже обжигалась по этому поводу во Вьетнаме. Выходит так, что там по-новому проходят ту же науку? Что-то на американцев это не похоже. Неужели опять нужно было споткнуться в Ираке, испытать глубокие разочарования итогами различных «цветных» революций на постсоветском пространстве, чтобы там взяли верх «реалисты»? Возможно, так оно и есть, но смущает одно обстоятельство. Когда ту же Элизабет Джонс, которая до прошлого года в течение четырёх лет занималась проблемами Центральной Азии, спросили, какие вопросы, по её прогнозам, будут обсуждать президенты США и Казахстана, она в качестве взаимной заинтересованности назвала в первую очередь Афганистан.
– Если бы президент Назарбаев приехал в Вашингтон и поговорил о том, каким образом Казахстан мог бы участвовать во всех этих процессах (в Афганистане – Е. Ш.), то это сделало бы визит крайне успешным.
На вышеупомянутой конференции тоже вспоминали концепцию создания «большой Центральной Азии», по которой предполагалась интеграция постсовестких республик этого региона со странами, граничащими с ними на юге. Включая Афганистан. Предполагают, что этот союз должен был в своё время ослабить сотрудничество стран, которое сложилось в рамках Шанхайской договорённости. Как известно, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) предполагает и взаимную военную помощь. Учитывая, что через ШОС свои глобальные интересы в этом регионе реализуют Россия и Китай, внимание США к этой организации тоже понятно. Вполне возможно, что в обмен на поддержку Казахстана в его притязаниях «порулить» в ОБСЕ и на получение некоторых послаблений при вступлении в ВТО, лидер нашей страны на что-то такое согласится. Если нет, то получит очередную порцию критики о состоянии демократии на вверенной ему историей части центрально-азиатского пространства.
Kazakhstan Today
Белый дом официально объявил, что 29 сентября 2006 года президент США Джордж Буш «поприветствует президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Белом доме».
Как заявил на брифинге пресс-секретарь Белого дома Тони СНОУ, «Казахстан является важным стратегическим партнёром в Центральной Азии. Президент США и президент Назарбаев обсудят круг вопросов, включая продвижение демократии, войну с терроризмом, энергетическую диверсификацию, распространение процветания и нашу общую приверженность к расширению свободы и безопасности».
Как отметил в этой связи посол Казахстана в США Канат САУДАБАЕВ, «накануне визита президента Н. Назарбаева мы заявляем, что намерены и дальше усиливать наше стратегическое партнерство».
– В последние годы в США укрепилось понимание, что Казахстан является надёжным другом и партнером, с которым Соединенные Штаты уже многое сделали вместе в войне с терроризмом, предотвращении распространения оружия массового уничтожения, обеспечении энергетической безопасности и продвижении свободы и демократии. Именно то, что наши страны могут сделать вместе во имя мирного и процветающего будущего, и станет содержанием предстоящих переговоров президентов Нурсултана Назарбаева и Джорджа Буша в Белом доме. Мы уверены, что предстоящая встреча еще больше укрепит дружбу между нашими народами и откроет новые горизонты для стратегического партнёрства между Казахстаном и Соединенными Штатами, – отметил посол РК в США.
Подпись: Долгожданный визит в США может поставить Нурсултана Назарбаева перед нелёгким выбором: либо реальные демократические реформы во внутренней политике, либо уступка интересам США в политике внешней
Евгений ШИБАРШИН
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]