[an error occurred while processing this directive]
НАСКОЛЬКО ЗАКОННА ПРАКТИКА?
Речь идет о требованиях, которые предъявляются сегодня к предпринимателям, использующим контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (далее – ККМ). Практика сложилась таким образом, что ККМ приходится непременно ставить на техобслуживание в зарегистрированные центры технического обслуживания (ЦТО) и вносить за это ежемесячный или ежеквартальный взнос. От 1000 тенге и более. Насколько четко именно этот порядок прописан в действующем законодательстве?
Анна ДУДИНА, исполнительный директор ОО «Союз налогоплательщиков Костанайской области» snko-kst@mail.ru
Вас учтут
- После покупки контрольно-кассовой машины до начала применения необходимо осуществить ее постановку на учет в налоговом комитете по месту осуществления деятельности, - поясняет главный специалист налогового комитета по Костанайской области Гульсара КУЖЕМРАТОВА. – Вместе с машиной в налоговый орган надо представить книгу учета наличных денег, проведенных через машину, книгу товарных чеков при расчетах с потребителями без применения ККМ, паспорт завода-изготовителя. Также налогоплательщик осуществляет постановку машины на техническое обслуживание. По области зарегистрировано 13 юридических и физических лиц, осуществляющих техобслуживание. До 2002 года на эту работу нужна была лицензия, которую выдавало Министерство финансов. Сейчас специального разрешения не требуется. Для нас важно, чтобы при применении ККМ у налогоплательщика имелся договор о техническом обслуживании.
Председатель налогового комитета по городу Костанаю Светлана ТРЕГУБОВА подтвердила, что в компетенцию налогового комитета не входит контроль за тем, платит ли владелец ККМ какому-либо центру техобслуживания ежемесячные или ежеквартальные взносы.
Нужен ли договор
Действительно в п. 2) ст. 547 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и п. 16 Правил применения ККМ с фискальной памятью, утвержденных постановлением правительства Республики Казахстан № 449 от 18 апреля 2002, сказано, что налогоплательщик осуществляет постановку ККМ на техническое обслуживание.
Обращаем внимание предпринимателей на то, что закон не требует от пользователя ККМ обязательно заключить договор с юридическим лицом. Техобслуживание машины может осуществлять и физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В законодательстве также не указано, что у ЦТО – юридического лица – в уставе должен быть назван конкретный вид деятельности «проведение технического обслуживания ККМ». Достаточно, чтобы в уставе было указано: «и иные не запрещенные законодательством виды деятельности». Если техобслуживание осуществляет индивидуальный предприниматель, работающий под вывеской ЦТО, данный вид деятельности указывается в патенте.
Больше того, можно вообще ни с кем не заключать договоров. На любом предприятии достаточно издать приказ о назначении сотрудника, ответственного за техобслуживание контрольно-кассовой машины. Таким образом сумеете сэкономить.
Как обслуживать
Это еще один принципиальный вопрос. Периодичность проведения техобслуживания ККМ определяется паспортом завода-изготовителя или руководством по эксплуатации, выданным там же. Обычный срок – один месяц. Максимальный из известных сроков для проведения техобслуживания машин, включенных в государственный реестр ККМ, – один раз в квартал.
Бывает и так: в паспорте завода-изготовителя или руководстве по эксплуатации сказано, что техническое обслуживание должна проходить каждая ККМ в какой-либо срок. Также указано, что работы по техническому обслуживанию проводятся специализированной организацией, имеющей право на проведение работ и договор с потребителем.
Следует особо подчеркнуть, что руководство по эксплуатации конкретной ККМ не является нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения.
В случаях, когда ремонт требует введение пароля для доступа к фискальной памяти, фискальный отчет снимается с ККМ должностным лицом налогового органа. Кем должен осуществляться ремонт, в законодательстве Республики Казахстан не указано.
В то же время не нужно забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 215 Кодекса «Об административных правонарушениях», за применение неисправной ККМ предусмотрена административная ответственность. И никакой договор с ЦТО не освобождает пользователя ККМ от ответственности.
Союз налогоплательщиков Костанайской области ознакомил со сложившейся ситуацией Ассоциацию содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области. Как сообщил директор Ассоциации Петр СУХИНИН, АСПредКО вынесет рассмотрение изложенных вопросов на заседание экспертного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства при налоговом комитете по Костанайской области. Предприниматели могут включиться в обсуждение этой темы. Контактный телефон: 54-99-48.
Подпись: Замена кассовой ленты тоже может относиться к техническому обслуживанию. Эту работу в состоянии выполнить сам кассир
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]