На главную

предыдущий номер
каждый четверг

№ 34 (230)
24 августа 2006 года


архив газеты

следующий номер
РУБРИКИ
Хронограф
Тема недели
Забойный отдел
Три автора
Наш бизнес
Политика KZ
Страна и мир
Частное мнение
Страна советов
Неслучайные встречи
36,6 С
Абонентский ящик
Квартирный вопрос
Судьба человека
Автосалон
Рыбацкий клуб
Спорт
Hi-Tech
Желтая полоса
Свободное время
Вкусная жизнь
На посошок
ИНФОРМАЦИЯ
О газете
Контакты
Рекламодателям
РЕКЛАМА

Рекламно-информационная газета бесплатных частных объявлений

 

"Наша Газета" - костанайский областной еженедельник
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz) обязательна.
© "Наша Газета", 2002-2005

Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2005

Частное мнение  
[an error occurred while processing this directive]

АЛЕКСАНДР БОРОДИН: «ЧИНОВНИК» - ОБИДНОЕ ДЛЯ МЕНЯ СЛОВО…»

В этом году у него был особенный день рождения. Две оценки «отлично» Бородину выставила жизнь. А если серьёзно, то 55 лет – тот возраст, когда полезно оглянуться назад и оценить плоды своего труда. Тем более, когда за плечами многолетний стаж работы руководителя. Собеседник «НГ» - глава Фёдоровского района Александр БОРОДИН, человек, который всегда имел свою точку зрения и умел её высказывать.

Досье «НГ»

Бородин Александр Иванович

Родился в совхозе Чандакский Фёдоровского района. Трудовую деятельность начал в Новошумной средней школе учителем физкультуры. Спустя год, в 1968-ом, поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1974 году.

После службы в армии работал старшим зоотехником в совхозе Краснопартизанский Кустанайского района, в 1977 году был переведён в совхоз им. 50-летия СССР Алтынсаринского района, в котором впоследствии 15 лет проработал директором.

С сентября 1998 года пять лет был акимом Алтынсаринского района. Вот уже три года - аким Фёдоровского района.

Жена, двое детей, трое внуков. Дети живут в Германии.

Выборность и декорации

- Александр Иванович, вы акимом больше восьми лет работаете, поменялись ли обязанности человека на этой должности?

- Когда я начинал, акимы занимались всем подряд: от поиска средств на погашение заработной платы до обеспечения населения продуктами. А сегодня пенсионеры стабильно получают пенсию, бюджетники - зарплату, налоги поступают, субвенции приходят вовремя. Поэтому многое изменилось и в нашей работе. Сегодня задача акимов – обеспечение деятельности объектов социальной сферы. Это ремонт больниц, ФАПов, стадионов, школ, проведение мероприятий общественно-политического значения. Я с людьми всегда много встречался. И в бытность директором совхоза. Помню, тогда были вопросы: света нет, пенсии нет, заработной платы нет, машин в больницах нет, дорог нормальных нет, автобусы не ходят. А сегодня я приезжаю, и вопросы задают совсем другого характера. Они сами по себе свидетельствуют, насколько улучшилось благосостояния населения. Спрашивают, почему нет спортивных сооружений, не работает клуб, мало телефонов, хотя, замечу, плотность обеспечения телефонными аппаратами в районе больше, чем в Костанае. То есть изменились предъявляемые нам людьми требования и соответственно - наша работа.

- В полемике о выборности акимов часто звучит тезис, мол, это ослабит властную вертикаль. Ослабит, по-вашему?

- Мы многие трудности преодолели именно благодаря жёсткой вертикали власти. Может, и нужны выборы, но я считаю, выбирать должны не депутаты маслихатов, как хотят сделать, а население. Мне кажется, акима области должен назначать президент, потому что это человек, которому доверяет глава государства. Но, вообще, проводить выборы акимов ещё рановато, нужно, чтобы сами люди были готовы к этому, чтобы экономическое состояние населения ещё более улучшилось.

- Слово «чиновник» для вас звучит обидно?

- Да, мне не нравится, когда это слово начинаю «склонять» по разным поводам. Если что не так, виноваты чиновники. Иногда хочется спросить, а сами-то те, кто критикует, что-то сделали?

«Никто никого не заставляет»

- Говорят, в Белоруссии за хорошую жизнь населения платят предприниматели, неофициальные сборы с которых достигли таких размеров, что эти суммы сравнимы с бюджетом государства. А сколько вкладывают предприятия в отдельно взятом Фёдоровском районе?

- Основные средства, конечно, государственные, но помощь предпринимателей существенна. Насколько? Фёдоровский бюджет составляет 618,5 млн. тенге, из них 245 млн. собираем в районе, вторую часть составляют субвенции. И ежегодно, по моим подсчётам, мы используем от 30-ти – 35-ти млн. тенге привлечённых средств. Крестьяне сдают примерно по 100 тенге с гектара. Но никто никого не заставляет. Мы встречаемся и обсуждаем, на что, в первую очередь, нужны их деньги. Они ведь сами понимают, что не будет села – не будет и хозяйства. Рабочие им нужны? А рабочим нужны школы и детские сады. И предприниматели помогают. В этом году, например уже 7 млн. привлечённых средств направлено на ремонт инженерных коммуникаций терапевтического отделения центральной районной больницы, приобретение автомашин для сельских медучреждений.

- А может, правильнее было бы отменить льготы для сельхозников, но прекратить добровольно-принудительные сборы?

- Если сейчас государство налоги начнёт брать «по полной», мы похороним всё сельское хозяйство. Что для предприятия, сеющего 10 000 га, отдать по 100 тенге с гектара? Если даже считать, что на гектаре «оборачивается» в среднем $100, то выходит, что его объём производства почти $1 000 000. Он отдаст оттуда 1 млн. тенге, а это совсем небольшой процент. Он от этого не обеднеет.

- Но есть ведь такие предприятия, где на школу дали денежки, а потом его работники без заработной платы сидят…

- …такого не должно быть. Конечно, многое зависит от грамотности руководителей сельхозформирований и предприятий. Есть законы, и никто не имеет права вмешиваться в работу частного предприятия. Извините, а если завтра предприниматель обратится в прокуратуру или ещё куда следует, то подпадёшь под статью о коррупции, и все. Да и, как говорит Сергей Витальевич Кулагин, аким области, ребята, если вам помогает государство, почему бы вам ему не помочь? В этом году мы по району получили 147 млн. тенге субсидий: здесь и льготные ГСМ, и минеральные удобрения, и противоовсюжные гербициды. На 110 млн. тенге предприятия района получили кредиты через Продкорпорацию, на 187 млн. тенге получили через сельские кредитные товарищества, под 8% годовых. Где ещё вы такие условия найдёте? Нужно быть благодарными руководству страны, что у нас в сельском хозяйстве сегодня льготное налогообложение.

- Что нужно для самодостаточности конкретно Фёдоровского района?

- Нужны новые производства. В структуре доходов бюджета малый и средний бизнес занимает 25-27%, а нужно, чтобы было более 50%. Где-то золото стали добывать, где-то молибден, но не каждому, как говорится, дано. У нас на территории района, насколько мне известно, есть торф, и мы сейчас подумываем предложить одному крупному предприятию взяться за его добычу.

Главное – цена на хлеб

- Сами-то вы могли бы заниматься бизнесом, как считаете?

- Конечно. До того как я пришёл на госслужбу, у меня было своё предприятие. Но сейчас я не могу напрямую участвовать в работе предприятия, только в качестве консультанта.

- Как человек, побывавший, образно говоря, по обеим сторонам баррикады, вы лучше кого бы то ни было должны знать, какая на сегодня основная проблема у крестьянина?

- Отсутствие стабильной цены на зерно. Знать цену на произведённую продукцию – это самое главное. В прошлом году цена на зерно упала до $60-70, при этом себестоимость зерна растёт из-за повышения цен на ГСМ, запасные части. Конечно, государство должно быть в этом деле более активным, должно регулировать этот рынок. К примеру, делать заказ: в этом году нужно столько-то пшеницы, столько-то гречихи, столько ячменя или рапса. Всё по такой-то цене. У крестьянина на руках должен быть контракт, по которому он будет работать. Если перепроизводство, то реализация товара – это проблема фермера, если, наоборот, не хватило – штрафные санкции. В этом случае стабильно будет работать рынок. Других особых проблем в сельском хозяйстве нет. В этом году, слава богу, стартовая цена зафиксирована на $100-105 за тонну. А представьте, если бы по $120 государство закупало, как в соседней России? У крестьянина было бы по $40 прибыли с тонны, тогда можно и технику обновлять, и «химию» покупать. Важно понять, что если государство дёшево закупает зерно, те деньги, которые оно же выделяет на поддержку сельхозтоваропроизводителей, уходят, грубо говоря, в песок. Хозяйства, вместо того чтобы крепнуть, разваливаются.

- Ваш район известен обилием мелких крестьянских хозяйств. Какой вы видите их судьбу?

- Они постепенно исчезнут. У нас когда-то было 1560 крестьянских хозяйств, сегодня реально работает около 500. Когда-то государство ратовало за то, чтобы их было как можно больше. Мы копировали Запад, где очень маленькие клочки земли обрабатывают крестьяне. Но образование мелких хозяйств было ошибкой, ведь у нас совсем другие природно-климатические условия, да и менталитет другой. Сейчас все признали, что мелкотоварное производство себя не оправдало, только крупные хозяйства могут конкурировать с другими и развиваться. Одно время все кинулись в крестьяне. По 20-30 га имели, сидели со своей печатью в городе. Из-за этого мы очень многое потеряли – образовалось большое количество бросовых земель. А потом попробуй в судебном порядке отбери ещё эту загубленную землю. Думаю, что этот порядок необходимо менять. Предупредили, месяц дали сроку, не сделал – отдали человеку, который с землёй работает.

«Я обеспеченный человек...»

- Когда-нибудь пользовались тем, что вы аким?

- Как сказать… У меня таких личных проблем нет, чтобы я звонил и просил. Я человек обеспеченный, мне ничего не надо. Естественно, должность акима уважают. К нам относятся… по-другому, это я чувствую. Но не наглею никогда. Ни в большом, ни в малом. Считаю, например, что номера серии «АА» не дают никаких льгот на дороге.

- Вы всегда такой подвижный, энергичный. Кроме велоспорта, где вы стали мастером спорта, чем ещё занимались?

- Когда-то выполнил нормы первого разряда по лёгкой атлетике, лыжному и пожарно-прикладному спорту. Играю в хоккей, волейбол, баскетбол, футбол. Зимой практически каждую субботу катаюсь на лыжах. «Десятку» прохожу нормально.

- Самые дорогие покупки, которые вы себе позволяли?

- Машина-«семёрка». Есть дома пятизарядное охотничье ружьё, оно мне подарено. Люблю оружие хорошее в руках подержать. А так, в общем-то, ничего особо крутого, честно говоря, не имею.

- Где последний раз отдыхали?

- Честно говоря, уже не помню. Лет пять назад ездил к детям в Германию на десять дней, по турпутёвке. Если я отдыхаю, могу позволить себе «Сосновый бор» на неделю, а так, чтобы в Анталию или там Арабские Эмираты - ни разу не был. Я даже ни разу не купался в море нормально. Когда был директором совхоза, отпуск мог взять только поздней осенью. Так что в Чёрном море я в октябре-ноябре плескался. Когда был в Германии в июне, там никто ещё не купается, я в Балтийское море окунулся, немного поплавал. На меня все немцы круглыми глазами смотрели. А так, чтобы в бархатный сезон - этого не испытывал ни разу.

- Самое яркое впечатление?

- У меня нет сейчас родителей, год был недавно, как похоронил папу, до этого мама умерла. И самые мои яркие впечатления связаны именно с ними. Я благодарен им, что какие бы трудности ни были, они заставили меня нормально выучиться, помогали мне и морально, и финансово. Считаю, что самое главное для нас - это наши родители, которые о нас беспокоятся и переживают. Для меня всё это очень важно, не всё ведь измеряется деньгами.

 

Бородин - оптимист по натуре. Говорит: «Всегда верю, что завтра будет лучше, чем сегодня и чем было вчера».

Ещё одно любимое выражение: «Главное в земледелии – относиться к земле по-человечески».

 

Материал публикуется в рамках гранта Фонда «Сорос-Казахстан» «Мониторинг прозрачности местных бюджетов Костанайской области». Содержание данной публикации отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда «Сорос-Казахстан»

 

версия для печати  
отправить статью по e-mail  
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

АЛЕКСАНДР БОРОДИН: «ЧИНОВНИК» - ОБИДНОЕ ДЛЯ МЕНЯ СЛОВО…»
В этом году у него был особенный день рождения. Две оценки «отлично» Бородину выставила жизнь. А если серьёзно, то 55 лет – тот возраст, когда полезно оглянуться назад и оценить плоды своего труда.